Формы и методы социально-педагогических приемов в cоциальной сфере
Страница 6
Статьи по социологии » Междисциплинарные технологии социальной работы » Формы и методы социально-педагогических приемов в cоциальной сфере

Важно, чтобы беседы оперативно отражали события, происходящие в социуме, данном населенном пункте.

Если при подготовке беседы социальный работник учитывает интересы клиентов, оперативно реагирует на возникшие вопросы, даже в известной степени упреждает их — действенность бесед возрастает.

В перестроечные годы, годы радикальных реформ хорошо зарекомендовал себя митинг как быстрая реакция на события, создающий у его участников определенное отношение к этим событиям и мотивацию к деятельности. Поскольку митинг — это разовое мероприятие, его информативная роль ограничена: участники, как правило, уже заранее знают его конкретную цель. Главное преимущество митинга — его социально-психологический компонент, позволяющий мобилизовать его участников на какое-либо неординарное действие — протест против чего-то или поддержка каких-то действий или явлений. Митинги возникают с целью обсуждения не только политических вопросов, но и проблем местной экологии, социальных и социально-экономических трудностей данной местности (данного предприятия). Митинг оказывает сильное эмоциональное воздействие на его участников, подчеркивая и демонстрируя их сплоченность на основе общей цели. Индуцировать определенный уровень эмоций на любом митинге — стихийном или заранее спланированном — могут только лица, наделенные харизмой. При отсутствии этого врожденного качества выступления на митинге, какими бы искренними и выстраданными они ни были, не произведут впечатления[30].

Если митинг содержит в себе элемент стихийности, то собрание индивидов, объединенных по какому-то признаку, имея также богатый эмоциональный потенциал, в то же время характеризуется подготовленностью, организованностью и некоторыми деятельностными последствиями, которые могут быть результатом его решений. Собрание, как известно, при правильной организации обладает большим воспитательным потенциалом, прежде всего как орган коллективного управления или самоуправления, выражает волю большинства участников, мобилизует их на активную реализацию принятых решений и т.д. Решения собрания могут обладать обязательной силой (в случае, если оно имеет соответствующую компетенцию согласно уставу или положению, регулирующему деятельность той организации, органа или учреждения, члены которого участвуют в собрании) или только моральным авторитетом. В любом случае проект решения должен заблаговременно подготавливаться организаторами (инициаторами) собрания, хотя его окончательный вариант, естественно, может отличаться от первоначального.

Собрание может быть регулярным мероприятием какого-либо учреждения или объединения, на котором отчитываются о проделанной работе, выбирают представителей в те или иные исполнительные органы, утверждают планы и т.д. Собрание — это школа общения, оценки ситуации, приобретения коммуникативных, отчасти полемических, управленческих навыков. К сожалению, сама регулярность и организованность собраний чревата опасностью рутинности, заорганизованности. К тому же массовый характер этого мероприятия не всегда дает возможность охватить и вовлечь в активную деятельность каждого из присутствующих.

Высока воспитательная роль такой специфической формы собрания, как диспут, на котором формируются и закрепляются полемические умения, умение привлечь и удержать сторонников, уверенность в себе. Кроме того, диспут может обнажить разные стороны истины, что в социальной работе случается нередко, и способствовать более глубокому пониманию сути социальных проблем. Диспут — это организованная полемика по заранее определенной теме в отличие от дискуссии, которая представляет собой столкновение различных точек зрения по, возможно, спонтанно возникшей теме. Социальному работнику, педагогу, врачу приходится регулярно вступать в дискуссии с клиентами (а иногда и с представителями других социальных учреждений, начальством, деятелями органов социального управления). При всей эмоциональной насыщенности такой коммуникации основным в дискуссии должны быть логическая обоснованность и личностная убежденность участников, что позволит им влиять на своих оппонентов.

Методы саморазвития и самореализации. Человек стремится познать свои возможности, испытать свои силы, развить способности, а сделать это можно лишь в условиях подлинной самодеятельности. Развитие социальной субъектности неотрывно от экономической самостоятельности, наличия демократических механизмов во всех сферах жизни, максимальной реализации личностного потенциала. Это достигается с помощью совокупности социальных методов и технологий. Педагогические методики, прежде всего, выявляют потенциал, объективно присущий личности. Обучение совместной деятельности, согласованию притязаний и интересов, лидерским и исполнительским умениям также способствует совершенствованию социального функционирования людей. Эффективная форма социально-педагогических технологий — создание самоуправляющихся общественных объединений (клубов, ассоциаций, групп самопомощи и взаимопомощи). Механизм их деятельности определяется положениями Федерального закона Российской федерации «Об общественных объединениях». Обычно такая организация создается решением собрания инициаторов, которые намечают цели ее деятельности, привлекают сторонников, разрабатывают, обсуждают и утверждают на собрании проект устава клуба. Специалисты в области социальной работы должны знать, что это один из наиболее плодотворных путей улучшения социального обслуживания населения и развития социальных навыков и качеств. Поэтому они сами в ряде случаев должны организовывать такие группы или способствовать их возникновению и деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Подобные статьи:

Формы поддержки пожилых людей в Российском государстве
Общинно-родовая форма помощи оказывалась наименее защищенным членам общности, каковыми являлись старики, дети, женщины. По сути, в период язычества была заложена традиция заботы о слабых и немощных. «Институт старцев» появляется не сразу ...

Основные понятия системного подхода
Существенное место в современной науке занимает системный метод исследования или (как часто говорят) системный подход. Специальная разработка системного подхода началась с середины ХХ века с переходом к изучению и использованию на практи ...

Безработица и ее измерение
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономи ...