Применение педагогических технологий в области социальной работы освобождает социального работника от произвольности в построении и реализации педагогического воздействия и дает возможность целеустремленно двигаться к прогнозируемому конечному результату при строгой обоснованности каждого компонента и этапов этого процесса.
Педагогические технологии, применяемые в области социальной работы, следует рассматривать как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса воспитательного воздействия, как совокупность методов, способов и средств достижения педагогических целей в системе социального обслуживания.
В социальной работе процесс обучения, образования, просвещения осуществляется в виде взаимодействия двух взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: с одной стороны, клиент усваивает определенные знания за счет активизации собственной деятельности, с другой — специалист социальной работы предварительно проектирует проблему и управляет процессом ее решения, контролирует качество и ход решения проблемы.
Постоянное пополнение и обновление знаний — важнейшая сторона профессиональной деятельности социального работника. Объем информации, необходимый для эффективной работы по специальности, сейчас резко возрастает, быстро устаревает и нуждается в систематическом обновлении. По мнению зарубежных специалистов, знаний, полученных в вузе, достаточно для первых 3-5 лет работы, после чего требуется переподготовка. Причем учебно-материальная база системы образования, как показывают оценки, отстает от уровня развития техники и технологии производства на 5-10 лет. Отсюда необходимость постоянного обновления знаний[35].
Одно из самых распространенных предубеждений человека — предубеждение против нововведений и перемен. Оно объясняется тем, что любые новшества требуют дополнительных затрат времени на переобучение, приспособление и т.д. При этом сама перестройка связана с определенными усилиями.
Современная психолого-педагогическая наука со всей определенностью показала: никогда не поздно совершенствоваться, нет возрастных ограничений в освоении нового. Наоборот, чем больше жизненный и профессиональный опыт, тем успешнее идет обучение новому, однако проходит оно эффективнее при положительном настрое и правильной организации обучения.
Для процесса обучения взрослых применяется термин «андрогогика», в отличие от термина «педагогика», который используется по отношению к детям. Именно андрогогика занимает основное место в социальной работе. Основная ответственность за обучение лежит на самом обучаемом. А значит, во многом меняются отношения между обучаемым и преподавателем. Личные и профессиональные потребности стимулируют у специалиста желание повышать свою квалификацию. Социальному работнику необходимо владеть новыми методиками обучения, учитывающими наличие определенного базиса знаний у обучаемого. Система образования для взрослых опирается на важнейший принцип: образование по потребности, выступающее основным стимулом к социальному развитию индивида.
Методы педагогики помогают достичь поставленной цели, реализовать намеченные планы, наполнить процесс обучения информативностью. В технологии обучения метод выступает связующим звеном между поставленной целью и ее конечным результатом. В технологической системе обучения «цели — содержание — методы — формы — средства обучения» методы являются главным звеном. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования[23].
В научной литературе приводятся различные классификации методов, которые строятся на основе тех или иных общих признаков. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод (компьютер), упражнения, лабораторный и практический метод, познавательные игры, методы программирования обучения, обучающий контроль и ситуационный метод. Каждому из этих методов свойственны различные функции, которые в зависимости от объекта воздействия проявляются в различной степени. Вместе с тем, некоторые методы универсальны, так как применяются во многих областях социального развития индивида.
Важнейшим инструментом повышения эффективности обучения является использование активных методов: метода моделирования, методов модульного обучения, ролевых игр, драматизации, метода конкретной ситуации, методов инцидента, тренировки чувствительности, «метода мозговой атаки» («мозгового штурма»), деловых игр, методов погружения (суггестопедия), микропреподавания и многих других.
Подобные статьи:
Первые шаги в решении проблемы развития городов в будущем
Очень многие выдающиеся учёные- социологи, экологи, философы, историки, политологи мира пришли сегодня к единому выводу: преодоление общепланетарного экологического кризиса возможно только при изменении современного уклада жизни, переходе ...
Понятие «теории среднего уровня»
Любое эмпирическое социологическое исследование направлено не на изучение общества в целом, не на установление наиболее общих законов его функционирования, а на выявление или решение какой-либо конкретной проблемы в конкретном месте и в к ...
Психологическая поддержка безработных. Понятие психологической поддержки
безработных
В литературе, посвященной вопросам профориентации и психологического консультирования, несмотря на широкое распространение термина "психологическая поддержка", не имеется четкого содержательного его определения. В данной работе ...
|