На протяжении всей деятельности социального педагога, социального работника должна осуществляться его личностная и производственная многоканальная самоподстройка и саморегуляция с учетом возможных изменений социальной среды в направлении утверждения гуманистических принципов и культурных ценностей, развития социально-психолого-педагогической науки –практики.
Социальный педагог должен постоянно рефлексировать соответственные профессиональные знания и умения с позиций соответствия-несоответствия требованиям реальной социо- культурной среды, накапливать, апробировать, закреплять, селекционировать новый опыт, стараясь постоянно удерживать себя на" поле" профессиональных инноваций.
По выражению Н Рубакина, "всякое настоящее образование добывается путем самообразования .все, что делаешь и чего добиваешься самолично, по своей воле и желанию, --это залезает в голову всего крепче". Известный философ Гельвеций по этому поводу писал:" Я продолжаю учиться, мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание.
Авторитет мировой педагогики и социальной педагогики А. Дистервег выразился не менее убедительно: "Развитие и образование человека не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью ,собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение . Поэтому самодеятельность--средство и одновременно результат образования .».
В декларации регионального собрания в Гаванне (ноябрь,1996), принятой в связи с подготовкой Всемирной конференции по высшему образованию в XXI веке, проводившейся под эгидой ЮНЕСКО, говорится:«Сама природа современных знаний, находящихся в процессе постоянного обновления и самого неожиданного и бурного роста, полностью согласуется с существующим ныне понятием непрерывного образования . Непрерывное образование должно давать возможность всем, вне зависимости от возраста, вернуться в классные комнаты, чтобы вновь получить возможность учиться или подняться на новый уровень профессиональной подготовки» (58).
На аналогичной региональной подготовительной конференции в Токио (июнь 1997 г.) в пункте 5 Декларации записано: «Новая политика и новые парадигмы высшего образования должны, таким образом, найти свою концептуальную основу в образовании в течение всей жизни человека» (58).
Интерпретируя приводимые высказывания с наших реальных позиций, можно выделить два основных направления осуществления непрерывного образования.
Во-первых, работа высших учебных заведений должна быть построена таким образом, чтобы любой человек мог самостоятельно управлять своей подготовкой независимо от ее степени и в различные периоды своего профессионального становления и социокультурного роста. Во-вторых, сам специалист должен располагать уровнем культуры, предполагающим достаточную мотивацию для самообразования и профессионального самосовершенствования. При всей важности первого, понятно, что без должной выраженности второго оно немного будет значить.
Непрерывность образования в целом С. Расчетина представляет в виде поэтапного процесса.
На первом, довузовском этапе, профессионального выбора происходит достижение уровня социальной зрелости, достаточного для решения проблем морально-профессионального самоопределения и выбора образовательного маршрута в области «человек—человек».
Результатом второго, вузовского этапа, является достижение уровня профессиональной зрелости, достаточного для реализации потенциала собственной личности в области социальной педагогики, социальной работы.
Третий этап предполагает достижение специалистом уровня профессиональной зрелости, достаточной для реализации потенциала своей личности в разных сферах социально-педагогической работы и избранной специализации (215).
Подобные статьи:
Социальная помощь и поддержка населения в России в 90-х годах
Фирсов М.В. отмечает, что экономический кризис 90-х, рост социальных проблем в обществе, сопровождаемых такими тенденциями как: снижение уровня жизни, безработица, вынужденная миграция населения, профессиональное нищенство, падение уровня ...
Рекомендации по усовершенствованию технологии социального обеспечения в
Российской Федерации.
Решение накопившихся социальных проблем с начала 2000-х годов предполагает проведение глубоких структурных преобразований в сфере социального обеспечения, которые должны обеспечить перераспределение социальных расходов в пользу наиболее н ...
Организация наркологических центров и клиник
'Открывать больше лечебных учреждений для больных наркоманов'; 'закрытые диспансеры должны быть';
'открывать больше наркологических центров, чтобы помогать наркоманам';
'учреждения для выздоровления создавать';
'больше открывать пункто ...
|