Достижение и поддержание
должного уровня профессиональной культуры практикующего социального педагога
требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по
самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и
практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта,
совершенствующего владение социально-педагогическими методиками, позволяющего
более глубоко осознать их технологичность и специфику системы общих технологий,
которая включает в себя осуществление диагностики, профилактики, адаптации,
реабилитации, коррекции, социальной терапии, социальной экспертизы, проявлять
их в повседневной жизни и практической деятельности. Данный факт
свидетельствует о том, что уровень званий и умений характеризует всего лишь
компетентность человека в соответствующей области.
Внутренняя культура
социального педагога-- это тот стержень, та основа, которая во многом определяет его
поведение в различных жизненных ситуациях, профессиональной деятельности»
Следовательно, речь идет не только об уровне знаний и умений человека в области
педагогики, но и о сформированных личностных установках, идеалах, потребностях
и мотивах, определяющих сферу и условия их повседневного проявления.
Изложенное позволяет выделить основные компоненты внутренней культуры
специалиста социальной сферы:
а) личность специалиста
(внутреннее своеобразие) с его индивидуально-психологическими и
социально-педагогическими достоинствами и недостатками — индивидуально-личностный
уровень;
б) объем и степень
усвоения специалистом накопленного в профессиональной деятельности
педагогического опыта, эту часть внутренней составляющей называют теоретическим
(мировоззренческим) уровнем педагогической культуры. Он определяет
рациональный уровень (компонент) и показывает, какие психолого-педагогические
знания и как усвоены специалистом, в какой степени они могут быть им
использованы в профессиональной деятельности;
в) сформированное
чувственное отношение у специалиста к объекту, социальной работе, ее
результатам, и самосовершенствованию в педагогической области. Данная часть
внутренней составляющей называется чувственным (эмоциональным) уровнем
педагогической культуры, ее эмоциональным компонентом. Данный компонент
формируется и укрепляется в процессе овладения опытом социально-педагогической
деятельности. Он включает в себя: испытываемые специалистом чувства (симпатии
или антипатии, уважения, безразличия или пренебрежения и пр.) к объекту
социальной работы, самой деятельности; его переживания в процессе
деятельности, а также в оценке достигаемых результатов; развитие потребности в
познании и овладении новым опытом социальной работы- Чувственный уровень
часто определяет внутреннее отношение специалиста к педагогической
деятельности, потребность в педагогическом самосовершенствовании. Он во многом
характеризует его внутреннюю нравственную культуру.
Рациональный и
эмоциональный компоненты педагогической культуры специалиста реализуются самой
личностью, через ее волевой компонент. Он характеризуется сформированными
нравственно-волевыми качествами специалиста определяющими его способность
реализовать свой личный социально-педагогический опыт в профессиональной
деятельности.
Внешняя составляющая
педагогической культуры специалиста — это то, что находит повседневное проявление в
его от ношении к объекту, социальной работе, социально-педагогической
деятельности, их результатам. Она включает:
а) внешние достоинства и
недостатки специалиста как человека (внешний вид, привычки, манеры и прочее) —
личностный уровень проявления педагогической культуры. Он характеризует
педагогическую сторону личности как специалиста;
б) собственно проявляемые
педагогические аспекты деятельности специалиста в процессе социальной работы
(поведение, действия, поступки, оказывающие педагогическое воздействие на
объект) специалиста — поведенческий уровень педагогической культуры. Данный
уровень характеризует повседневное педагогическое проявление специалиста в
общении с людьми, клиентами;
в) проявление уровня
владения педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и
приемами — практико-педагогический уровень специалиста как педагога. Он
показывает степень владения специалистом реальным педагогическим опытом,
искусством педагогической деятельности, его педагогические возможности в
работе с клиентом, а также результативность его профессиональной деятельности;
г) отношение
специалиста к объекту социальной работы — уровень внешнего отношения.
Специалист может уметь эффективно выполнять ту или иную социальную работу,
эффективно реализовывать ее педагогические аспекты, но отношение к ней и ее
результативность часто зависят от его личностной позиции. Внешнее отношение
показывает внимание специалиста к человеку - объекту его социальной работы, -
особенности взаимодействия с другими людьми, заинтересованность или
безразличие к результатам своей деятельности. Оно выступает важной
характеристикой проявления педагогической культуры специалиста. Как показывает
практика, внешнее отношение специалиста во многом является проявлением его
чувственного (эмоционального) уровня--внутренней педагогической культуры.
В условиях роста
экономической обусловленности взаимоотношений людей в профессиональной сфере
проблема отношения к объекту, самой социальной работе и ее результативности
становится особенно актуальной. Социальная работа является сферой
преимущественно не коммерческой, а государственной и волонтерской
деятельности. Данный факт свидетельствует о том, что в новых условиях
нравственная позиция личности социального работника приобретает особое значение
как показатель его профессиональной и педагогической культуры.
По своей сути внутренняя
педагогическая культура специалиста - - это накопленный им
социально-педагогический опыт как составная часть социальной работы и
эмоционально-чувственное отношение к ней; внешняя культура — индивидуальный
стиль профессиональной деятельности этого же специалиста, включающий
социально-педагогический компонент и отношение к ней[1,232]
В связи с увеличением заказа в сфере социально педагогики актуальной
является проблема качества профессиональной подготовки социальных педагогов.
Работа посвящена профессиональной деятельности социального педагога, изучению
структуре и путей формирования его профессиональной культуры, поскольку именно
составляющие профессиональной культуры во многом определяют успешность
социально-педагогической консультативной деятельности.
Тема: профессиональная культура социального педагога и пути ее формирования
Цель: определить пути формирования профессиональной культуры социального
педагога.
Объект: профессиональная деятельность социального педагога.
Предмет: процесс совершенствования профессиональной культуры социального
педагога.
Задачи исследования:
1.
Выявить условия и
закономерности формирования профессиональной культуры социального педагога.
2.
Определить
способы и средства, способствующие и препятствующие повышению профессиональной
культуры социального педагога.
3.
Обосновать практические
рекомендации по повышению общей культуры специалиста, совершенствованию
профессиональной культуры социального педагога в его практической деятельности.
Гипотеза исследования:
Формирование профессиональной культуры в социально-педагогической
деятельности социального педагога возможно при создании следующих условий:
1) Приобретение собственного опыта на основе непрерывного образования социального педагога,
систематизации теоретических и практических профессиональных знаний.
2) Развитие профессионального самосознания,
самообразования и целе
направленности работы по самосовершенствованию,
профессиональному самообразованию.
3) Предоставления, организации и поддержки коллективом
самостоятель-
ности и творчества социального педагога.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературных источников по теме.
2. Методика определения готовности студентов к
социально-педагогической деятельности.
3. Анкетирование.
Подобные статьи:
Понятие материальной и нематериальной культур
Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает духовную деятельность и ее продукты. Она объединяет познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, ф ...
Семья
Семья – это малая группа, основанная либо на браке, либо на кровном родстве, либо на общности жилья и бюджета, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Семья – важнейший фактор социализац ...
Когнитивная теория
Один из принципов организации социальной работы согласно этой модели практики заключается в том, что, социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них.
В когнитивной модели выявляются возможности регуляции социального поведе ...
|