Пути формирования социально-педагогической культуры специалиста
Статьи по социологии » Профессиональная культура социального педагога и пути ее формирования » Пути формирования социально-педагогической культуры специалиста

Существует множество путей формирования социально-пе­дагогической культуры специалиста социальной сферы.

Первый путь связан с необходимостью способствовать повы­шению общей культуры специалиста. Именно она определяет наиболее полное проявление его педагогической культуры.

В основе второго пути лежит углубление и расширение лич­ного педагогического опыта специалиста применительно к ре­ализации его в условиях социальной сферы. Он включает:

а) повышение теоретической подготовки специалиста в ме­дицинской, психологической, педагогической и социальной области. Это те знания, которые характеризуют собственно пе­дагогическую подготовку специалиста и определяют его ком­петенцию в работе именно в социальной сфере с человеком, имеющим социальные проблемы;

б) усвоение педагогических технологий, методов и методик средств и приемов, необходимых специалисту для практичес­кого применения в социальной сфере;

в) развитие педагогической техники, позволяющей специа­листу наиболее полно реализовать свои педагогические воз­можности в процессе социальной работы: овладение навыками самоуправления, вербального и невербального, непосредствен­ного и опосредованного воздействия на человека, культуры об­щения и культуры речи;

г) накопление опыта реализации своей педагогической под­готовки в социальной сфере.

Третий путь включает создание условий для наиболее ак­тивного использования социально-педагогической подготовки для социальной работы.

Четвертый — проявление специалистом самостоятельности в реализации педагогических аспектов в процессе социальной работы.

Пятый — изучение и использование опыта ведущих специ­алистов социальной работы, активно реализующих на практи­ке свою педагогическую подготовку.

Шестой — обеспечение целеустремленности и настойчивос­ти самого социального работника в педагогическом и профес­сиональном самосовершенствовании.

Ведущая роль в овладении социально-педагогической куль­турой специалиста социальной сферы принадлежит «культуре профессионального самообразования педагога» (Г.М. Коджаспирова). Она является высшей формой удовлетворения позна­вательной потребности личности специалиста, связанной с про­явлением значительных волевых усилий, с высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на се­бя внутренней ответственности за свое самосовершенствование. [5] Культура самообразования формируется у будущего специа­листа в процессе его обучения, профессионального становления в условиях учебного заведения. Она получает дальнейшее раз­витие у молодого специалиста после выпуска в период его адап­тации в последующей его профессиональной деятельности.

Ни один из описанных путей отдельно не решает проблемы повышения педагогической культуры специалиста социаль­ной сферы. Только в комплексе при ведущей заинтересован­ной роли самого специалиста они могут действительно способ­ствовать решению проблемы повышения его социально-педа­гогической культуры[1,243-244].


Подобные статьи:

Становление и развитие системы общественного призрения в России
Известный историк, педагог, политический и общественный деятель – В.И. Герье, рассматривая пути и перспективы развития общественного призрения в России, отмечал общие корни данного явления с такими странами Западной Европы, как Франция, Г ...

Основные блоки анкеты
Логическая структура вопроса определяется наличием в нем двух обязательных элементов: а) Базисной информации о том, что известно; б) Указанием на недостаточность известной информации и необходимость ее восполнения или уточнения. Наприме ...

Методы альтруистической трансформации.
Существует около 30 подобных методов, известных науке. Все эти приёмы ранжируются по сложности от самых простых до самых утончённых. Среди наиболее простых приёмов: формирование условных рефлексов, привычек, контроль за вегетативной нервн ...