Логическая структура вопроса определяется наличием в нем двух обязательных элементов:
а) Базисной информации о том, что известно;
б) Указанием на недостаточность известной информации и необходимость ее восполнения или уточнения. Например, социолог задает вопрос: «Как Вы думаете, что мешает рабочим правильно отнестись к повышению норм выработки?» (после чего приводится список возможных причин). Базисная часть вопроса содержит следующую информацию, которая полагается известной:
а) Нормы выработки повышаются;
б) Все рабочие неправильно относятся к повышению норм выработки;
в) Существуют причины, вызывающие неправильное отношение.
Требуется выяснить (искомая информация) мнение опрашиваемого о причинах неправильного отношения.
Из приведенного примера видно, что подобный вопрос, как и| большинство других, основан на предварительных предположениях о том, что именно известно автору вопроса и респонденту. Однако такие предположения не всегда правильны. В тех случаях, когда социолог ошибается в определении базисной части вопроса (известной информации), появляется «эффект внушения». Такой вид методической ошибки (внушающий вопрос) часто связан с проявлением субъективного отношения социолога к предмету, о котором идет речь в вопросе
Возможность появления «эффекта внушения» бывает связана с утвердительными формулировками базисной части вопроса («Вы повышаете свою квалификацию?»), когда отрицательный ответ может неявно ассоциироваться с социально негативной оценкой Эффект усиливается, когда вопросам предпосылается специальное вступление, раскрывающее установку исследователя: «Неправда ли, Вы повышаете свою квалификацию?» или «Развитие научно-технического прогресса требует постоянного повышения квалификации буквально от всех работающих.
Иногда «эффект внушения» используется намеренно в качестве специального приема для снятия психологического барьера и получения «острой» информации, которая может затрагивать престиж опрашиваемых, их чувство самоуважения.
Требования к базисной части вопроса таковы:
а) Ее информация должна быть в равной степени известна и социологу и опрашиваемому;
б) Она должна однозначно пониматься и социологом и респондентами;
в) Она должна быть свободна от влияния явных и неявных ожиданий социолога по поводу социально одобряемых и неодобряемых ответов.
Вторая группа логических ошибок вызывается нарушением связи базисной части вопроса с его второй частью (с указанием на неизвестную информацию и на область поиска ответов). Существенной особенностью вопросов, с которыми работает социолог, является создание во второй части указания на неизвестную информацию с вариантами возможных ответов. В разговорной речи вопросы задаются, как правило, в открытой форме, т.е. без указания возможных вариантов ответов.
Часто вопросы относятся к узким группам респондентов.
В таком случае должны выполняться следующие требования:
1) обеспечивается возможность уклониться от ответа (варианты «не знаю», «не имею мнения», «затрудняюсь ответить»);
2) включаются вопросы-фильтры;
3) прямо обозначается адресат вопроса.
Возможность уклониться является принципиальным требованием. Оно позволяет выделить в совокупности опрашиваемых тех, кто считает себя некомпетентным. Среди социологов бытует мнение, будто не следует пользоваться неопределенными вариантами, поскольку респонденты «злоупотребляют» возможностью уклониться от ответа (а это затрудняет анализ и интерпретацию данных). Однако возможность уклониться позволяет контролировать методическое качество вопросов. Напротив, ее отсутствие создает опасность формального заполнения анкеты.
Подобные статьи:
Развитие социальных институтов
Формирование в обществе четко налаженных, регламентированных, контролируемых и устойчивых взаимодействий – главный путь развития общества. Содержание социальных институтов, их набор, система социальных регуляторов определяют общественный ...
Проявления социальной дифференциации в морфологии города
Учитывая существование комплекса форм городского пространства, возникает вопрос о том, каким образом они соотносятся, какое влияние осуществляют на формирование различий в различных сферах социальной жизни.
Современный российский исследо ...
Качества благочестивой жены
Послушание мужу (Ефес.5:22-24).
v Почитать, уважать мужа
v Средство защиты – под властью мужа
v Не рабство, а свобода
v Активное участие в семейных делах
Мудрость (Пр. 14:1). Умение понимать мужа и удовлетворять его
потребности (Гал ...
|