Основные блоки анкеты
Страница 1

Логическая структура вопроса определяется наличием в нем двух обязательных элементов:

а) Базисной информации о том, что известно;

б) Указанием на недостаточность известной информации и необходимость ее восполнения или уточнения. Например, социолог задает вопрос: «Как Вы думаете, что мешает рабочим правильно отнестись к повышению норм выработки?» (после чего приводится список возможных причин). Базисная часть вопроса содержит следующую информацию, которая полагается известной:

а) Нормы выработки повышаются;

б) Все рабочие неправильно относятся к повышению норм выработки;

в) Существуют причины, вызывающие неправильное отношение.

Требуется выяснить (искомая информация) мнение опрашиваемого о причинах неправильного отношения.

Из приведенного примера видно, что подобный вопрос, как и| большинство других, основан на предварительных предположениях о том, что именно известно автору вопроса и респонденту. Однако такие предположения не всегда правильны. В тех случаях, когда социолог ошибается в определении базисной части вопроса (известной информации), появляется «эффект внушения». Такой вид методической ошибки (внушающий вопрос) часто связан с проявлением субъективного отношения социолога к предмету, о котором идет речь в вопросе

Возможность появления «эффекта внушения» бывает связана с утвердительными формулировками базисной части вопроса («Вы повышаете свою квалификацию?»), когда отрицательный ответ может неявно ассоциироваться с социально негативной оценкой Эффект усиливается, когда вопросам предпосылается специальное вступление, раскрывающее установку исследователя: «Неправда ли, Вы повышаете свою квалификацию?» или «Развитие научно-технического прогресса требует постоянного повышения квалификации буквально от всех работающих.

Иногда «эффект внушения» используется намеренно в качестве специального приема для снятия психологического барьера и получения «острой» информации, которая может затрагивать престиж опрашиваемых, их чувство самоуважения.

Требования к базисной части вопроса таковы:

а) Ее информация должна быть в равной степени известна и социологу и опрашиваемому;

б) Она должна однозначно пониматься и социологом и респондентами;

в) Она должна быть свободна от влияния явных и неявных ожиданий социолога по поводу социально одобряемых и неодобряемых ответов.

Вторая группа логических ошибок вызывается нарушением связи базисной части вопроса с его второй частью (с указанием на неизвестную информацию и на область поиска ответов). Существенной особенностью вопросов, с которыми работает социолог, является создание во второй части указания на неизвестную информацию с вариантами возможных ответов. В разговорной речи вопросы задаются, как правило, в открытой форме, т.е. без указания возможных вариантов ответов.

Часто вопросы относятся к узким группам респондентов.

В таком случае должны выполняться следующие требования:

1) обеспечивается возможность уклониться от ответа (варианты «не знаю», «не имею мнения», «затрудняюсь ответить»);

2) включаются вопросы-фильтры;

3) прямо обозначается адресат вопроса.

Возможность уклониться является принципиальным требованием. Оно позволяет выделить в совокупности опрашиваемых тех, кто считает себя некомпетентным. Среди социологов бытует мнение, будто не следует пользоваться неопределенными вариантами, поскольку респонденты «злоупотребляют» возможностью уклониться от ответа (а это затрудняет анализ и интерпретацию данных). Однако возможность уклониться позволяет контролировать методическое качество вопросов. Напротив, ее отсутствие создает опасность формального заполнения анкеты.

Страницы: 1 2


Подобные статьи:

Развитие социальных институтов
Формирование в обществе четко налаженных, регламентированных, контролируемых и устойчивых взаимодействий – главный путь развития общества. Содержание социальных институтов, их набор, система социальных регуляторов определяют общественный ...

Проявления социальной дифференциации в морфологии города
Учитывая существование комплекса форм городского пространства, возникает вопрос о том, каким образом они соотносятся, какое влияние осуществляют на формирование различий в различных сферах социальной жизни. Современный российский исследо ...

Качества благочестивой жены
Послушание мужу (Ефес.5:22-24). v Почитать, уважать мужа v Средство защиты – под властью мужа v Не рабство, а свобода v Активное участие в семейных делах Мудрость (Пр. 14:1). Умение понимать мужа и удовлетворять его потребности (Гал ...