Профессионально важные качества социального педагога
Страница 1

Профессионально важные качества выделяют то индивиду­альное своеобразие специалиста, которое накладывает на него специфика профессиональной деятельности социального ра­ботника. К таким качествам относятся:

Педагогическая направленность — это особенности разви­тия и воспитания личности, характеризующие ее предраспо­ложенность к педагогической деятельности, в том числе и в от­ношении людей — объектов социальной работы. Она проявля­ется в интересах, потребностях человека, его мотивах, целях, идеалах.

Нравственные качества — это усвоенные нормы морали, выражающие общечеловеческие ценности в отношении к человеку, в общении, социальной работе, социально-педагоги­ческой деятельности; нравственные чувства — удовлетворе­ние от повседневного проявления нравственности (уважения к человеку, его достоинству), стремления помочь, поддержать клиента в решении социальных проблем. Это удовлетворен­ность от добросовестного выполнения социальной работы, со­циально-педагогической деятельности, своей профессиональ­ной деятельности, нравственной по своей сути. Моральным является чувство неудовлетворенности в результате нерешен­ности социальных проблем человека, несоблюдение мораль­ных норм как самим педагогом, так и другими участниками воспитательного процесса. Нравственные качества проявля­ются в таких чувствах специалиста, как долг, совесть, честь. Именно эти чувства способствуют формированию нравствен­ных привычек.

Коммуникативные качества (от лат. communico— делаю об­щим, связываю, общаюсь) — способность быстро и правильно строить общение. Социальный педагог постоянно находится во взаимодействии, общении с клиентом — тем человеком, ко­му нужна его помощь. Действенность его деятельности зави­сит от искусства его общения с клиентом. К коммуникатив­ным качествам относятся:

— контактность в общении — способность входить в обще­ние с клиентом и обеспечивать наиболее целесообразное взаи­модействие. Данные способности имеют важное профессио­нально значение для социального работника;

— каждый человек способен в той или иной степени влиять на другого (клиента). Существует даже термин «суггестопе­дия», введенный Г.К. Лозановым. Он означает использование внушения в процессе обучения. По отношению к социальному работнику суггестопедийность означает способность специали­ста к вербальному или невербальному доминированию в про­цессе социальной работы с клиентом (внушение словом, инто­нацией или мимикой, жестами, действиями). Другими слова­ми, это способность (предрасположенность) специалиста к внушающему воздействию на клиента в процессе социальной ра­боты с ним. Такая способность проявляется в виде действенности авторитета специалиста, его личности, владения им искус­ством общения с клиентом, убеждать, увлекать его, заражать идеями самореализации.

Перцептивные, социально-перцептивные качества (от лат. реrсерcio- - восприятие и socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (дру­гих людей, самих себя, групп и т.п.). Термин «перцепция со­циальная» введен американским психологом Дж. Брунером (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик сти­мула — объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей и намерений. Социально-перцептивные качества социального педагога отражают его способность видеть и понимать внут­реннее состояние себя и клиента, с которым он работает. К ним относятся:

Страницы: 1 2 3


Подобные статьи:

Политическая система общества
Совокупность существующих в обществе политических институтов составляет важное звено его политической системы, которая, однако, не исчерпывается данными институтами. Ведь политические функции выполняются не только чисто политическими учре ...

Элементы социальной структуры общества
Изучение общества требует рассмотрения его элементов сквозь призму их значимости для целого. Иными словами, необходимо не просто констатировать множественность структурных элементов общества, а вычленить устойчивое, повторяющееся из эпизо ...

Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу
Обработка первичной социологической информации может проводиться вручную, с помощью средств малой механизации, с использованием компьютерной техники. Основные этапы обработки первичной информации следующие. Первый этап. Разрабатываются л ...