Структура профессиональной культуры социального педагога. Личный социально-педагогический опыт социального педагога как вну­тренняя составляющая педагогической культуры
Статьи по социологии » Профессиональная культура социального педагога и пути ее формирования » Структура профессиональной культуры социального педагога. Личный социально-педагогический опыт социального педагога как вну­тренняя составляющая педагогической культуры

Рассмотрим содержание основных структурных компонен­тов, составляющих педагогическую культуру специалиста со­циальной сферы.

Прежде всего -- это сам специалист как личность, как носи­тель реальной педагогической культуры. При оценке педаго­гической культуры специалиста видят прежде всего проявле­ние в профессиональной деятельности конкретного челове­ка — социального педагога.

Личный социально-педагогический опыт специалиста как основа, стержень педагогической культуры включает такие составляющие, как личность самого социального педагога, его теоретический и практический опыт, личностные социаль­но-педагогические качества.

Личность специалиста --это тот внутренний мир, в котором происходит усвоение и накопление личностного социально-пе­дагогического опыта специалиста. Именно через призму лич­ности с ее индивидуально-психологическими и социальными особенностями происходит усвоение теоретического и практи­ческого опыта.

Теоретический социально-педагогический опыт это те медицинские, психолого-педагогические, социальные, про­фессиональные знания, которые необходимы специалисту для квалифицированной деятельности, в том числе и педагогичес­кой, так как она представляет естественную составную часть социальной работы. Психолого-педагогические знания составляют основу собственно педагогической деятельности; медицинские и социальные знания — необходимый компонент — предрасположения и предостережения, которые надо учиты­вать специалисту; профессиональные — особенности, сферы проявления и пр. Совокупность знаний показывает то, на чем основывается действенность всей профессиональной деятель­ности специалиста социальной сферы.

Практический опыт представляет собой усвоенные умения и навыки — это получившая закрепление на практике реали­зация педагогического аспекта профессиональной деятельнос­ти специалиста социальной сферы с различными категориями клиентов при решении тех или иных социальных проблем. По своей сути он представляет тот «капитал», который прошел апробацию на практике специалиста и может быть им исполь­зован в типичных ситуациях.

Педагогический опыт по содер­жанию включает в себя:

— уровень владения специалистом искусством педагогичес­кой деятельности (педагогическое мастерство);

— развитие профессионально-важных (с позиции педагоги­ки) личностных качеств, позволяющих специалисту наиболее полно реализовать педагогический аспект в процессе социаль­ной работы в интересах эффективности профессиональной дея­тельности.

Педагогическое мастерство складывается из:

— владения специалистом педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами;

— развития у него педагогической техники: самоуправле­ния, вербального и невербального, непосредственного и опо­средованного воздействия на человека, культуры общения, культуры речи.


Подобные статьи:

Медийные тексты как источник социальной напряженности региона
Функцию организаторов социальной коммуникации в "воображаемом сообществе" выполняют региональные СМИ, медиатексты которых должны создавать единое смысловое пространство, влияя на качественные характеристики социальных связей. Од ...

Социологические теории личности
Социологические теории личности направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия личности и общества, личности и группы, на проблемы р ...

Понятие социальной технологии
Социальные технологии в широком смысли этого понятия – это особый вид социальной теории, которая после осмысления вопросов о качественной и количественной определенности изучаемого общественного явления ставили и обосновывали. Вопрос о то ...