Формы и методы социально-педагогических приемов в cоциальной сфере
Страница 4
Статьи по социологии » Междисциплинарные технологии социальной работы » Формы и методы социально-педагогических приемов в cоциальной сфере

Одна из проблем, с которой сталкивается современная педагогика — это недостаточная разработка ее категориального аппарата, отсутствие точности и однозначности определений основных понятий. Это относится и к понятию «воспитание». Иногда его соотносят с такими родственными и близкими понятиями, как «педагогическая деятельность», «социализация», «образование» и др.

Профессия социального работника, во многом нестандартна, в ее основе лежат наука и искусство. Искусство воспитания основывается на науке. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достигнутому: к идеалу совершенного человека.

Методы воспитания — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания — вершина педагогического профессионализма. Отыскать правильные пути, максимально соответствующие условиям конкретного процесса воспитания, очень сложно.

Методов воспитания и особенно их различных модификаций накоплено так много, что выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Существуют определенные технологии воспитания, но, по мнению ряда авторов, до конкретных разработок, опираясь на которые, каждый социальный работник мог бы формировать соответствующую всем требованиям идеальную личность, еще очень далеко. Сегодня можно говорить только об элементах технологизации воспитания, использование которых делает воспитательный процесс более эффективным.

Для того чтобы успешно осуществлять воспитательную деятельность, социальному работнику нужно овладеть искусством воспитания, конкретными педагогическими методами.

Все методы воспитания можно подразделить на две категории:

· методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности. К ним относятся поощрения и порицания;

· методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности. Сюда относятся убеждение и побуждение.

Метод убеждения. В мировой практике воспитания убеждение — главный метод воспитания. Метод достигает своей цели, когда у личности сформировалась готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Этот метод также обеспечивает развитие у людей общечеловеческих морально-этических качеств. Убеждать — это значит разъяснять, применяя эмоционально-словесное воздействие, подчас опираясь на внушение или прибегая к увещеванию, т.е. сочетая просьбу с разъяснением и внушением[39].

Широко практикуются в социальной работе такие методы, как рассказы на нравственно-этические темы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, инструкции, дискуссии, доклады, диспуты. Сильнодействующий метод убеждения — пример.

Технология успеха в убеждении зависит от ряда условий, которые социальный работник как воспитатель должен соблюдать:

· Убеждение предполагает разъяснение и доказательство по вопросам поведения в социальной среде (в семье, на работе, в быту и т.д.)

· Эффективность убеждения зависит от личности воспитателя, от его поведения и отношения к обсуждаемой проблеме, от искренности его желания помочь клиенту.

· Успех убеждения зависит от умения профессионально вести беседу. Очень важно уметь правильно и ясно формулировать мысли, владеть техникой речи, вызывать у подопечных интерес и производить на них соответствующее впечатление.

· Убеждать — значит активизировать деятельность объекта воздействия.

Для этого следует выполнять ряд условий:

· показывать индивиду ошибочные и положительные стороны его поведения;

· ставить человека в такие условия, где он мог бы проявить свои лучшие качества, при этом не имея возможности или искушения совершить ошибочные действия;

· вовремя подмечать и поощрять положительные стороны индивида;

· не рекламировать, не выставлять напоказ заботу, доброту, внимание к другим людям.

Метод побуждения. Главное здесь — нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями. Побуждение — важнейший метод воспитания, который определяет рамки поведения личности в соответствии с принятыми нормами. Побуждение в межличностных отношениях социального работника с клиентом или по отношению к подчиненному выражается в форме рекомендации, инструктажа, совета, в том числе и по улучшению организации жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Подобные статьи:

Антропологический материализм Л. Фейербаха
Жизнь Фейербаха как обычно жизнь новатора, была трудной. «…Истина, - писал он, оглядываясь на весь пройденный историей путь научной мысли, - является в мир не в блеске декорации, не в сиянии тронов, не под звуки труб и литавр, а в тишине ...

Перспективы социальной работы в пенитенциарной системе. Обязанности и содержание деятельности социального работника в пенитенциарном учреждении Амурской области
Одной из наиболее актуальных проблем на сегодняшний день является социальная реабилитация и адаптация осуждённых и лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Процесс адаптации связан с адаптивной ситуацией, которая возникает в связи с ...

Концепция символического интеракционизма
Символический интеракционизм – это теоретико-методологическое направление, анализирующее социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании. Последователи этого подхода утверждают: любые действия людей есть проявлени ...