Формы и методы социально-педагогических приемов в cоциальной сфере
Страница 1
Статьи по социологии » Междисциплинарные технологии социальной работы » Формы и методы социально-педагогических приемов в cоциальной сфере

Трансформация общественных отношений невозможна без глубоких изменений в сознании и поведении людей. И здесь огромная роль принадлежит образованию. В докладе ЮНЕСКО о положении дел в образовании (1991 г.) отмечалось, что политика, направленная на борьбу с бедностью, сокращение детской смертности и улучшение здоровья общества, защиту окружающей среды, укрепление прав человека, улучшение международного взаимопонимания и обогащения национальной культуры, не даст эффекта без соответствующей стратегии в области образования. Будут безрезультатны усилия, направленные на обеспечение и поддержание конкурентоспособности в области освоения передовой технологии»[3]. Эффективное использование социальных технологий предполагает развитие системы обучения и воспитания, совершенствование педагогических методов и методик.

Радикальные социально-экономические изменения в России создали принципиально новую ситуацию в сфере образования. Несмотря на провозглашаемую приоритетность развитие образования, науки и культуры, все еще не удалось ликвидировать остаточный принцип его финансирования. Так финансирование высшей школы в 1995 и 1996 гг. составило лишь 2% расходной части государственного бюджета, хотя, по оценкам специалистов, для нормального развития общества этот показатель не должен опускаться ниже 2,3-2,5%. В большинстве развитых стран Запада государственные расходы в этой области превышают 5% ВНП и составляют свыше 10% всех государственных расходов. А в России система образования, охватывающая 40 млн. граждан, фактически лишилась условий для своего нормального функционирования.

Образование является не только важнейшей мерой социально-экономической защищенности человека, но и фундаментом новых технологий[9].

Не являются исключением и социальные технологии, которые развиваются и совершенствуются благодаря сложившейся системе образования и воспитания. Вместе с тем реформирование социально-экономических отношений и новые обстоятельства вызывают потребность реорганизации существующей системы образования, которая стала отставать от требований времени.

Назовем некоторые факторы, обусловливающие необходимость преобразований в системе образования:

· усложнение и развитие динамики труда. Интеграция науки и производства вызвала подлинный переворот в технике и технологиях. Отдается первенство интеллектуальным способностям специалиста, и в первую очередь умению обрабатывать информацию и принимать решения;

· ориентация на новую модель развития. Приобретает все большее значение «человеческий капитал», который приносит большой доход и имеет более длительный экономический эффект, чем капитал в его физической форме. Формируется новая модель социального развития, которая нацелена не только на интересы материального производства, но и на удовлетворение духовных и интеллектуальных запросов человека;

· демократизация социальной жизни и образования. Социальный прогресс, активные выступления демократических сил за социальные права вызвали потребность в образованных людях и не менее мощную тягу самих людей к образованию. Все большее значение в перечне жизненных ценностей (карьера, деньги и т.п.) приобретает образование;

· ограниченность финансовых и материальных ресурсов для удовлетворения потребностей образования[5].

Для удовлетворения растущих образовательных потребностей расширяется сеть негосударственных вузов, помогает распространение «дистантного» обучения с помощью телевидения, компьютеров и т.д.

Все большее значение приобретает термин «пожизненное образование», в основе которого лежит концепция «обучающегося общества». Сущность ее заключается в расширении понятия непрерывного образования, включения в него всех основ формальной и неформальной образовательной деятельности[20].

Концепция «обучающегося общества» коренным образом меняет привычный облик образовательных систем. Она пытается вернуть обучению и воспитанию их естественный характер, чтобы дети, молодежь, взрослые познавали мир, осваивали накопленную культуру в ходе повседневной жизни, под влиянием семьи с раннего детства.

Процесс становления и развития системы непрерывного образования долог и сложен. В каждой конкретной стране он приобретает специфические черты.

Сегодня существует ясное понимание того, что школа средняя или высшая — должна не только готовить узкого специалиста определенного профиля, но и формировать личность, воспитывать гражданские и духовные качества, учить современным формам коммуникации, умению жить в быстро меняющемся мире, развивать способность осваивать новую информацию и принимать адекватные обстоятельствам решения[10].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Подобные статьи:

Методы сокращения безработицы
Возникновение безработицы связано с различными причинами, и сократить ее можно лишь за счет создания условий, способных ослабить влияние той или иной из этих причин. Необходимость для любой страны стремиться к сокращению безработицы до эк ...

Исследование социальной среды Православного детского приюта «Рождественский» в Козельском районе Калужской области
Для проведения данного исследования было осуществлено анкетирование в количестве 11 человек компании Православного детского приюта «Рождественский» в Козельском районе Калужской области. Анкетирование проводилось анонимно, при этом респон ...

Язык и символические коммуникации
Многие животные обмениваются чувствами с помощью мурлыканья, рычания, криков или других звуков. Некоторые из них издают запахи или совершают телодвижения, имеющие определенное значение для других особей. Однако весь этот достаточно богаты ...