Формы и методы социально-педагогических приемов в cоциальной сфере
Страница 7
Статьи по социологии » Междисциплинарные технологии социальной работы » Формы и методы социально-педагогических приемов в cоциальной сфере

Технологии социальной адаптации не исчерпываются только педагогическими методами, но эти методы играют немаловажную роль. На протяжении своей жизни каждый человек неоднократно бывает вынужден приспосабливаться к какой-либо социальной среде, новому для себя окружению, месту жительства, сфере деятельности, трудовому коллективу. Особенно характерно это для детского, подросткового и юношеского возраста; кроме того, иногда требуется возвращение утраченной способности к социальному функционированию — например, когда индивид в силу каких-то причин (длительной болезни, тюремного заключения и т.п.) оказался вне нормального общественного окружения; наконец, в периоды масштабных социальных преобразований целые социальные слои и группы нуждаются в адаптации к радикально изменившимся условиям.

Педагогические технологии адаптации предусматривают обучение, прежде всего новым профессиям, способам обеспечить свое существование и жизнь собственной семьи при помощи адекватных изменившимся условиям способов.

Педагогические процедуры применяются при научении тем способам деятельности, которые характерны для демократического общества с рыночной экономикой. Это бизнес - инкубаторы, школы лидеров и школы избирателей и т.д.

Другая педагогическая задача — воспитание уверенности в себе, правильной самооценки в новых условиях, рационального отношения к обстоятельствам, которые можно не одобрять, но невозможно изменить, — очень часто возникает именно перед социальными работниками, которые оказывают помощь безработным, малоимущим, беженцам и др.

Наконец, функцией социальной педагогики является содействие семьям в преодолении школьных трудностей их детей — с использованием личностной диагностики и анализа трудностей обучения, организации групп и классов выравнивающего обучения для отстающих учащихся, инновационных авторских обучающих методик, позволяющих преодолеть затруднения. Кроме того, ведется работа с учителями, психологическая и педагогическая некомпетентность которых, отсутствие в результате перегруженности внимания к ученикам, негативные личностные качества являются иногда причиной (или одной из причин) школьных трудностей их учеников.

Важной составляющей такой работы должно быть развитие и институциализация супервизорства — к сожалению, пока не получившего широкого распространения в нашей стране профессионального наставничества опытных специалистов в социальной работе и социальной педагогике по отношению к менее опытным, начинающим коллегам. Поскольку система непрерывного обновления знаний и повышения квалификации в этих сферах предусматривает обязательный контроль над деятельностью специалистов, такая форма организации профессиональной деятельности позволяет максимально повысить эффективность работы и минимизировать отрицательные проявления в ней.

Другая важнейшая часть такой работы — взаимодействие с семьей «трудного» ребенка, выявление причин его проблем, оказание помощи его близким. Возможно, взрослые члены семьи не обладают нужной компетентностью, чтобы заметить и оценить негативную ситуацию, в которой оказался их ребенок, не знают, как вести себя в такой ситуации, чем помочь ребенку. Иногда причиной кризиса семейных отношений является малообеспеченность или бедность. Такие семьи нуждаются в экономической помощи. Кроме того, семьи очень слабо информированы о своих правах во взаимоотношениях с образовательной системой, об источниках социальных ресурсов, которые способны оказать им содействие. Наконец, члены семьи могут быть асоциальными личностями, пренебрегающими выполнением своих родительских обязанностей, и в ряде случаев, если социально-воспитательная работа с ними не дает результатов или попросту невозможна, - необходимо возбуждать вопрос об удалении ребенка (детей) из семьи и о дальнейшем устройстве его (их) судьбы. Таким образом, Очевидно, что социально-педагогические технологии применяются совместно с другими технологиями — социально-экономическими, правовыми и др[33].

Итак, социально-педагогическая технология требует инновационных подходов к ее реализации. Их можно сформулировать следующим образом:

· социально-педагогические методы представляют собой определенный социальный процесс и включают в себя множество разноуровневых элементов и факторов, в том числе скрытых, латентных, что обусловливает вероятностный характер педагогического результата;

· педагогику как социальный процесс можно рассматривать и оценивать с трех позиций: объектной, субъектной (деятельностной) и технологической. Технологическая модель педагогического процесса предполагает: ее расчленение на необходимое и достаточное множество социальных операций (действий), координацию этих действий и обеспечение условий их рационального выполнения, выбор оптимальных вариантов их осуществления;

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Подобные статьи:

Марксистская парадигма и классовый анализ.
Понятие "класс" в самом общем виде используется для обозначения некого множества, состоящего из элементов, каждый из которых обладает, как минимум, одним общим для всех свойством; именно наличие этого общего свойства и позволяе ...

Правый экстремизм
Правый экстремизм в отличие от левого эксплуатирует не столько просветительскую идеологию классовой борьбы, сколько “почвеннические” идеи борьбы между нациями и расами, культурами и цивилизациями. Среди форм правового экстремизма называют ...

Перспективы развития сельской местности
Развитие сельской местности нашей страны еще раз доказывает необходимость изучения свойств территории и их учета при принятии управленческих решений. Нельзя управлять сельской местностью из какого-либо центра - страны, республики, области ...