Между тем в реальной практике мотивационным механизмам управления в социальных организациях пока не уделяется должного внимания. Руководство учреждений по прежнему делает ставку на использование традиционных инструментов скорее принуждения, чем побуждения людей к труду, на широкое применение различного рода санкций. Совершенно недостаточно используются такие мотивационные механизмы как акцентирование значимости работы и профессии, профессиональный и квалификационный рост, одобрение и поощрение за успехи, удовлетворение социальных запросов работников.
Действия принудительных или экономических стимулов в такой тонкой сфере практической деятельности как социальная работа с военнослужащими и членами их семей - носят ограниченный характер, их попросту недостаточно, чтобы решать сложные задачи развития. Нужен переход к новому типу управления – ценностно-мотивационному, который делает акцент не столько на простейших потребностях людей, сколько на их ценностное сознание и ценностные ориентации, который использует широкий набор неэкономических форм воздействия на сознание, психологию, трудовое и профессиональное поведение[23].
Понятно, что достижение большей мотивированности социальных работников на процесс и результаты профессиональной деятельности, напрямую связано с дальнейшей разработкой вопросов мотивации[24].
Обострившиеся вследствие проведения реформ социальные проблемы, снижение качества жизни, появление социально неблагополучных, маргинальных слоев вызвали потребность в специалистах, способных профессионально оказывать помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность социальных работников, четко обозначена цель их деятельности, которая заключается не только в оказании помощи, но и в реализации комплексных мер, способствующих восстановлению способности человека к самостоятельным действиям по решению возникших проблем с опорой на собственный потенциал.
Необходимость в такого рода деятельности осознается не только на официальном уровне, но и на уровне общественного сознания. Как показало исследование, подавляющее большинство респондентов считают, что профессия имеет большое значение для общества и востребована в сложившихся социальных условиях.[25]
Сложная структура социальной работы как профессиональной деятельности свидетельствует о том, что она может быть реализована профессиональными кадрами.
Исполнение профессиональных норм и стандартов не обеспечивается механизмом регуляции профессиональной деятельности: преобладающей формой социального контроля в профессиональной сфере социальных работников является внешний формальный контроль (отчеты, качество и своевременность ведения документации), в то время как формы контроля более высокого уровня (неформальный и самоконтроль) не «работают».
Созданная система подготовки кадров не удовлетворяет потребности профессии в квалифицированных специалистах. Среди специалистов преобладающей формой освоения профессии является непосредственная включенность в практическую деятельность, а среди руководителей – курсы повышения квалификации.
Исследования, проводимые в советский период, помогли проследить динамику изменения типа трудовой мотивации с течением времени и в контексте смены идеологии. Тип мотивации труда, свойственный советским трудящимся, был терминальным, труд был направлен в первую очередь на карьерный рост и самореализацию. В начале 1980-х гг. «произошел резкий, скачкообразный перелом в массовом сознании, выразившийся в том, что идеологические клише, пропагандирующие трудовую инициативу, ответственность каждого работника, были «побеждены реальностью» и перестали восприниматься»[26]. Это во многом относится и к профессии социального работника.
Подобные статьи:
Приложения
Приложение 1
АКТ первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей
1. Дата обследования
2. Ф.И.О. общественного инспектора, социального педагога, производящего обследование.
3. Ф.И.О. несо ...
«Преступление и кара, подвиг и награда»
«Преступление и кара, подвиг и награда» занимает исключительное место в жизни и творчестве П.А.Сорокина. Этот объемный и весьма значительный по богатству мыслей труд был написан 24-летним студентом и сразу же вывел его если не на вершину ...
Практическая часть
В практической части хотелось бы подробнее рассмотреть исследование, проведённое методом интервью и проанализировать его. Суть этого исследования состоит в том, чтобы выяснить функцию игрушек в обществе, а также узнать отношение респонден ...
|