В науке управления теории мотивации делятся на два вида — содержательные и процессуальные (табл. 1).
Таблица 1
Содержательные и процессуальные теории мотивации
Наименование теории |
Краткое содержание |
Содержательные теории |
Иерархия потребностей Абрахама Маслоу |
Все потребности человека можно представить в виде иерархической структуры. Первичные — физиологические (потребности в пище, воде, убежище, отдыхе, сексе); потребности безопасности, защищенности (защита от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира), а также уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться в будущем. Вторичные — социальные (потребности в принадлежности к чему или кому-либо, во взаимопонимании, взаимодействии, привязанности и поддержке); в уважении (самоуважение, уважение со стороны окружающих, признание своих качеств, результатов, достижений, компетентности); в самовыражении (потребности в реализации своих потенциальных возможностей, росте как личности) |
Теория потребностей Дэвида МакКленанда |
Человеку свойственны три вида потребностей — власть, успех и причастность. Потребность власти выражается в желании воздействовать на других людей, управлять ими. Отсюда возможность описания «человека власти» — энергичные, откровенные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать свои позиции. Потребность успеха удовлетворяется через доведение работы до своего завершения. Возможно моделировать черты «человека успеха», а также учитывать их в процессе управления такими людьми: постановка задач с умеренной степенью риска, наделение достаточными полномочиями для проявления инициативы, самостоятельности, поощрение за достигнутые результаты. Потребность в причастности проявляется в налаживании дружеских отношений, создании круга знакомых людей, оказании помощи другим |
Двухфакторная теория Фредерика Херцберга |
В мотивации следует различать гигиенические факторы и собственно мотивацию. Гигиенические факторы связаны с условиями труда, а мотивация — с характером и сущностью работы |
Процессуальные теории |
Теория ожиданий Виктора Врума |
Ожидание — это оценка данной личностью вероятности определенного события. При этом важны три взаимосвязи: затраты труда — результаты; результаты — вознаграждение; валентность (удовлетворенность вознаграждением). То есть: мотивация = (3 - Р) х (Р - В) х валентность. Если есть прямая связь между затраченными усилиями
усиливается. Достигнув необходимого результата, человек ожидает определенного вознаграждения или поощрения. Если нет связи между результатами и желаемым вознаграждением, то мотивация будет слабой |
Теория справедливости |
Работники субъективно соотносят полученное вознаграждение с затраченными усилиями и сопоставляют его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Психологическое напряжение возникает тогда, когда человек сталкивается с несправедливостью или «придумывает ее» на основе собственных суждений. При этом его мотивация понижается, и он работает хуже |
Модель Д. Портера и Э, Лоулера (Портера — Лоулера) |
Комплексная процессуальная теория мотивации, включающая элементы теории ожиданий и теории справедливости. Их модель включает пять переменных: затраченные усилия; восприятие; полученные результаты; вознаграждение; степень удовлетворения. Уровень усилий определяется ценностью вознаграждения и уверенностью в том, что приложенные усилия будут соответствующим образом вознаграждены. Результаты зависят от приложенных работником усилий, его способностей, характерных особенностей и осознания им своей роли. Достижение требуемого результата вызывает «внутреннее вознаграждение» (чувство удовлетворения от выполненной работы, компетентности и самоуважения), а также восприятие внешних вознаграждений — уровень оплаты, премии, продвижение по службе, похвала и др. | | | | |
Подобные статьи:
Признаки общества
Существует ряд признаков, совокупность которых дает представление о том, что такое общество. Мнения различных ученых по поводу того, что является признаками общества, разделяются. Американский ученый Э. Шилз выделяет следующие:
1. Социал ...
Социальные ценности и нормы.
Социальная ценность
– это не интерес и не потребность, это стандарт по средствам которого отбираются цели действия. Общество поддерживается распространением ценностей, но социальные группы по разному их понимают.
Социальные нормы
– это ...
Возможности социальных служб в удовлетворении потребностей женщин,
находящихся в трудной жизненной ситуации
Прежде, чем перейти к рассмотрению типичных способов организации социальной работы с женщинами в центре социальной помощи, уточним смысл, вкладываемый нами в понятие «типичные». При этом будем отталкиваться от однокоренного «тип», интерпр ...
|