Социальная работа как профессия обладает достаточно низким экономическим статусом. Об этом свидетельствует структура источников доходов, а также уровень благосостояния специалистов детских учреждений.
Основным источником финансирования системы социальной защиты и социального обслуживания населения являются средства, поступающие от государства.
Оплата труда социальных работников осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. Отраслевые особенности организации и оплаты труда реализуются с помощью надтарифных выплат в виде доплат, надбавок и повышений.
Однако в настоящее время Единая тарифная сетка по оплате труда работников федеральных государственных учреждений устарела и ограничивает руководителей учреждений в использовании оплаты труда в качестве эффективного элемента управления персоналом, а также возможности по найму работников в условиях конкуренции на рынке труда. Это в свою очередь негативно сказывается на кадровом потенциале и снижает возможности учреждений по выполнению своих функций.
Отраслевые особенности организации и оплаты труда социальных работников получили реализацию путем введения множества надтарифных выплат в виде доплат, надбавок, повышений к тарифным ставкам (окладам) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы.
Невысок и уровень престижа социальной работы, который является одним из аспектов социального статуса профессии. Неэффективно функционирует система профессиональной мотивации, в частности, не отрегулированной остается социальная защита и поддержка членов профессиональной группы социальных работников: предусмотренными законодательством мерами обеспечения правовой и социальной защищенности охвачена, хотя и значительная, но не основная часть представителей профессии, причем в большей степени аппарат управления.
В ходе исследования мотивации социальных работников И.Ф.Албеговой[27] выявлено рассогласование сущего и должного: социальные работники в своих клиентах и в самой работе видят средство для реализации своих проблем, в то время как центром профессиональной мотивации должен быть клиент. Смещение мотивационного центра с социального работника на клиента позволяет социальному работнику более адекватно и эффективно решать профессиональные задачи.
Компенсаторная профессиональная мотивация также является противопоказанием к выполнению социальной работы. В этом случае смысл выполняемой работы для социального работника состоит в том, чтобы в общении с клиентами, ожидающими помощи, повышать личную самооценку, самоутверждаться. В общении это часто достигается с помощью грубости, унижения клиентов. Очевидно, что социальный работник с компенсаторной мотивацией не заинтересован в эффективном выполнении своей работы: чем больше рядом будет несчастных неудачников, тем лучше он будет себя чувствовать. Нередко компенсаторная мотивация является следствием многих нерешенных личных проблем и трудностей социального работника, наличие которых он у себя отрицает и тем самым лишает себя возможности их решения.
По мнению ряда исследователей в сфере социальной работы сложились следующие типы мотивации.[28]
Материальная мотивация. Мотивы: стабильная заработная плата и своевременность ее выплаты; выплата ежемесячной премии в размере 100%; выплата надбавки ежемесячно за стаж работы; выплата материальной помощи в размере двух окладов к отпуску и по итогам работы за год; бесплатный проезд на городском транспорте; стабильность рабочего места. Антимотивы: низкий должностной оклад; оплата труда не учитывает личный трудовой вклад и компетентность; не производится доплата за выполнение функций, не свойственных занимаемой должности; отсутствуют материальные стимулы к повышению уровня образования.
Подобные статьи:
Понятие микро- и макросоциологии
Говоря о структуре социологического знания, нельзя обойти вниманием и подразделение его на области микросоциологии и микросоциологии. Это не просто схоластический прием, а отражение реального опыта людей в постижении внешнего мира. Макрос ...
Два класса конфликтов
Конфликты можно подразделить на две большие группы, два класса. Способы разрешения конфликтов первого класса обусловлены или обязательным разрушением структур всех конфликтующих сторон, кроме одной, или, по меньшей мере, полным отказом в ...
Механизм преступного поведения
В научном исследовании причины антиобщественного поведения могут быть проанализированы на разных уровнях - общества, коллектива (малой социальной группы), личности. При этом объяснение указанных причин приобретает преимущественно философс ...
|