Социальная работа как профессия обладает достаточно низким экономическим статусом. Об этом свидетельствует структура источников доходов, а также уровень благосостояния специалистов детских учреждений.
Основным источником финансирования системы социальной защиты и социального обслуживания населения являются средства, поступающие от государства.
Оплата труда социальных работников осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. Отраслевые особенности организации и оплаты труда реализуются с помощью надтарифных выплат в виде доплат, надбавок и повышений.
Однако в настоящее время Единая тарифная сетка по оплате труда работников федеральных государственных учреждений устарела и ограничивает руководителей учреждений в использовании оплаты труда в качестве эффективного элемента управления персоналом, а также возможности по найму работников в условиях конкуренции на рынке труда. Это в свою очередь негативно сказывается на кадровом потенциале и снижает возможности учреждений по выполнению своих функций.
Отраслевые особенности организации и оплаты труда социальных работников получили реализацию путем введения множества надтарифных выплат в виде доплат, надбавок, повышений к тарифным ставкам (окладам) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы.
Невысок и уровень престижа социальной работы, который является одним из аспектов социального статуса профессии. Неэффективно функционирует система профессиональной мотивации, в частности, не отрегулированной остается социальная защита и поддержка членов профессиональной группы социальных работников: предусмотренными законодательством мерами обеспечения правовой и социальной защищенности охвачена, хотя и значительная, но не основная часть представителей профессии, причем в большей степени аппарат управления.
В ходе исследования мотивации социальных работников И.Ф.Албеговой[27] выявлено рассогласование сущего и должного: социальные работники в своих клиентах и в самой работе видят средство для реализации своих проблем, в то время как центром профессиональной мотивации должен быть клиент. Смещение мотивационного центра с социального работника на клиента позволяет социальному работнику более адекватно и эффективно решать профессиональные задачи.
Компенсаторная профессиональная мотивация также является противопоказанием к выполнению социальной работы. В этом случае смысл выполняемой работы для социального работника состоит в том, чтобы в общении с клиентами, ожидающими помощи, повышать личную самооценку, самоутверждаться. В общении это часто достигается с помощью грубости, унижения клиентов. Очевидно, что социальный работник с компенсаторной мотивацией не заинтересован в эффективном выполнении своей работы: чем больше рядом будет несчастных неудачников, тем лучше он будет себя чувствовать. Нередко компенсаторная мотивация является следствием многих нерешенных личных проблем и трудностей социального работника, наличие которых он у себя отрицает и тем самым лишает себя возможности их решения.
По мнению ряда исследователей в сфере социальной работы сложились следующие типы мотивации.[28]
Материальная мотивация. Мотивы: стабильная заработная плата и своевременность ее выплаты; выплата ежемесячной премии в размере 100%; выплата надбавки ежемесячно за стаж работы; выплата материальной помощи в размере двух окладов к отпуску и по итогам работы за год; бесплатный проезд на городском транспорте; стабильность рабочего места. Антимотивы: низкий должностной оклад; оплата труда не учитывает личный трудовой вклад и компетентность; не производится доплата за выполнение функций, не свойственных занимаемой должности; отсутствуют материальные стимулы к повышению уровня образования.
Подобные статьи:
Мотивы профессиональной
деятельности по методике К. Замфир в модификации А. Реана
Данные, полученные при обработке полученных в результате обработки анкет представлены в таблице 18.
Таблица 18
Мотивы профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)
Мотивы профессиональной деятельности
...
Виды социальных институтов
Всего существуют пять фундаментальных потребностей и пять основных социальных институтов:
1) потребности в добывании средств к существованию;
2) потребности в безопасности и порядке;
3) потребности в воспроизводстве рода;
4) потребнос ...
Девиантное поведение.
Девиантное, или отклоняющееся (от лат. Deviatie – отклонение), поведение всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий распространенным в обществе или социальных группах нормам, правилам поведения, стереотипам, ожида ...
|