Прежде, чем перейти к рассмотрению типичных способов организации социальной работы с женщинами в центре социальной помощи, уточним смысл, вкладываемый нами в понятие «типичные». При этом будем отталкиваться от однокоренного «тип», интерпретируемого в научной литературе.
Ученые выделяют три значения, связанных с пониманием типа как:
- определенного стандарта, а отсюда возникает термин «типовой»;
- обобщенного образца, характерного явления, и отсюда - «типичный»;
- выражения общего, и отсюда - «типологический»[38].
В связи с этим, употребляя понятие «типичные», будем исходить от понятия типа, как обобщенного образца, характерного явления. Таким образом, типичные способы это обобщенный способ организации социальной работы с женщинами. Что касается организации работы, то она понимается как начальный этап социальной работы с женщинами - клиентами социальной службы.
Принципиальной особенностью социальной работы как профессии, утвержденной в России в 1991 году, является ее пограничный характер.
Специалист, в некотором смысле, универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения.
Смысловое и инструментальное содержание социальной работы соединяет в себе пограничные элементы смежных профессий (психологии, социологии, юриспруденции и т.д.) на основе взаимообмена информацией, инструментарием, технологиями.
Роль специалиста по социальной работе сводится к роли посредника между клиентом и специалистами исследуемой социальной службы, а также другими организациями. Специалист активно сотрудничает с Администрацией населенного пункта, учреждениями здравоохранения.
Обычно, человеку, пережившему домашнее насилие, не оказывают помощь в русле семейного консультирования, так как это может создать чувство, что раскрывается секрет, или существует страх, что семья распадется; агрессор не допускается до встречи. Но специалист, заканчивая прием, может дать клиентке домашнее задание, рекомендации как построить конструктивный разговор с супругом (обидчиком), чтобы обсудить дальнейшее его поведение.
При обращении в Кризисный центр женщина проходит ряд закономерных процедур: фиксируются все данные, которые она предоставляет о себе при беседе со специалистом, выслушивается кризисная ситуация и составляется прогноз на дальнейшие действия.
В беседе с клиентом специалист проявляет заинтересованность, доброжелательность по отношению к клиенту. Применяются приемы аттакции, такие как паузы. Используется улыбка, заинтересованное выражение лица, ободряющая мимика.
Согласно наблюдению за процессом обслуживания женщины – клиента Кризисного центра, о результативности можно было судить по эмоциональному состоянию и самочувствию клиентки после беседы. Ведь доказательством эффективности деятельности специалиста по социальной работе являются слова клиента: «Теперь я знаю, что делать».
Проводя наше исследование, мы сочли необходимым составить свои рекомендации для специалиста по социальной работе с женщинами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (пострадавшими от домашнего насилия):
Подобные статьи:
Анализ демографической ситуации в Красноярском крае
Освоение территории края русскими переселенцами началось в XVII в., заселение ограничивалось южной частью, где помимо Красноярска было основано несколько городов (Ачинск, Канск и Минусинск). Развитие края ускорилось в конце XIX–XX веке по ...
Практическая часть
В коммерческом банке (где я проходил практику), как и в любой другой организации, существуют различные конфликты. И это отнюдь не всегда является отрицательным показателем какой бы то ни было деятельности этой организации. Из некоторых ко ...
Профессионально важные качества социального
педагога
Профессионально важные качества выделяют то индивидуальное своеобразие специалиста, которое накладывает на него специфика профессиональной деятельности социального работника. К таким качествам относятся:
Педагогическая направленность — ...
|