Прежде, чем перейти к рассмотрению типичных способов организации социальной работы с женщинами в центре социальной помощи, уточним смысл, вкладываемый нами в понятие «типичные». При этом будем отталкиваться от однокоренного «тип», интерпретируемого в научной литературе.
Ученые выделяют три значения, связанных с пониманием типа как:
- определенного стандарта, а отсюда возникает термин «типовой»;
- обобщенного образца, характерного явления, и отсюда - «типичный»;
- выражения общего, и отсюда - «типологический»[38].
В связи с этим, употребляя понятие «типичные», будем исходить от понятия типа, как обобщенного образца, характерного явления. Таким образом, типичные способы это обобщенный способ организации социальной работы с женщинами. Что касается организации работы, то она понимается как начальный этап социальной работы с женщинами - клиентами социальной службы.
Принципиальной особенностью социальной работы как профессии, утвержденной в России в 1991 году, является ее пограничный характер.
Специалист, в некотором смысле, универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения.
Смысловое и инструментальное содержание социальной работы соединяет в себе пограничные элементы смежных профессий (психологии, социологии, юриспруденции и т.д.) на основе взаимообмена информацией, инструментарием, технологиями.
Роль специалиста по социальной работе сводится к роли посредника между клиентом и специалистами исследуемой социальной службы, а также другими организациями. Специалист активно сотрудничает с Администрацией населенного пункта, учреждениями здравоохранения.
Обычно, человеку, пережившему домашнее насилие, не оказывают помощь в русле семейного консультирования, так как это может создать чувство, что раскрывается секрет, или существует страх, что семья распадется; агрессор не допускается до встречи. Но специалист, заканчивая прием, может дать клиентке домашнее задание, рекомендации как построить конструктивный разговор с супругом (обидчиком), чтобы обсудить дальнейшее его поведение.
При обращении в Кризисный центр женщина проходит ряд закономерных процедур: фиксируются все данные, которые она предоставляет о себе при беседе со специалистом, выслушивается кризисная ситуация и составляется прогноз на дальнейшие действия.
В беседе с клиентом специалист проявляет заинтересованность, доброжелательность по отношению к клиенту. Применяются приемы аттакции, такие как паузы. Используется улыбка, заинтересованное выражение лица, ободряющая мимика.
Согласно наблюдению за процессом обслуживания женщины – клиента Кризисного центра, о результативности можно было судить по эмоциональному состоянию и самочувствию клиентки после беседы. Ведь доказательством эффективности деятельности специалиста по социальной работе являются слова клиента: «Теперь я знаю, что делать».
Проводя наше исследование, мы сочли необходимым составить свои рекомендации для специалиста по социальной работе с женщинами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (пострадавшими от домашнего насилия):
Подобные статьи:
Откуда берутся стереотипы?
Нет ничего удивительного и плохого в том, что люди используют в своей жизни стереотипы. Получая необходимую для жизнедеятельности информацию об окружающем мире и преломляя ее через механизм восприятия, люди естественно отдают предпочтени ...
Бедность и неравенство
Неравенство и бедность – понятия, тесно связанные с социальной стратификацией. Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования и престижа – между различными стратами или слоя ...
Приложения
Гид-интервью Здравствуйте! Мы проводим исследование на тему «Игрушки Советского общества. Их история и значение». Мы просим Вас ответить на следующие вопросы.
1)
Расскажите, откуда брались игрушки в Вашей семье?
2)
Передаются ли игрушк ...
|