Развитие феминологии в России. Концепции женского вопроса в русской общественной мысли второй половины XIX в.
Статьи по социологии » Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии » Развитие феминологии в России. Концепции женского вопроса в русской общественной мысли второй половины XIX в.

Т.А. Карченкова в исследовании «Женский вопрос в российской публицистике второй половины XIX века» (2006) в осмыслении женского вопроса выделяет следующие подходы:

1) патриархатный (основа социума – естественное разделение функций между полами: женщина – мать, мужчина – общественный деятель),

2) экономический (женщины – специфический субъективный фактор производства, эффективность их труда невысока), демографический (подход к женскому вопросу с точки зрения воспроизводства нового поколения)

3) эгалитарный (отношения личностной взаимодополнительности в семье и обществе, которые могут быть реализованы лишь в «пространстве свободного выбора»)

Социальный статус женщины в России был сопряжен с правом на получение образования. Здесь выявляются два направления – гуманистическое и консервативное.

Гуманистическое направление женского образования было представлено в работах русских педагогов-гуманистов (В.Г. Белинский, Н.А. Вышнеградский, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский и др.), обосновывавших идею о том, что образование является глубокой потребностью каждого человека, независимо от пола.

Выделяются следующие концепции женского вопроса:

– консервативная,

– демократическая

– радикальная

Главный тезис публицистов консервативной ориентации (М.Н. Катков, Н.С. Лесков, М.Н. Погодин, Н.Н. Страхов, Л.Н. Толстой, П.К. Щебальский и др.) – женщины из-за природных свойств и особенностей должны занимать подчинённое положение; единственная сфера самореализации женщин – семья, а основное предназначение – рождение детей.

Представители демократической (либеральной) концепции женского вопроса (Н.И. Пирогов, К Д. Кавелин, И.С. Тургенев, A.M. Евреинова и др.) акцентировали внимание на женском воспитании и образовании. Основной путь преодоления неравноправия полов они видели в последовательных социальных, экономических и политических реформах.

Радикальная концепция женского вопроса (А.М. Коллонтай, Н.К. Крупская, Н.П. Огарев, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский) связывала проблему уравнения женщин и мужчин в правах с революционным переустройством общества.


Подобные статьи:

Анализ технологии социального обеспечения в России.
Процесс реформ в России привел к существенным изменениям структуры собственности. Эти причины вызвали коренные преобразования в сфере социального обеспечения. В нынешних экономических условиях население подвергается каждодневным социальны ...

Агенты социализации
Под агентами социализации мы будем понимать группы и социальные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации.[5, 14стр] Во всех культурах семья является для ребенка основным социализирующим агентом. Однако на более поздни ...

Анкетирование
Наиболее распространенный в практике вид опроса - анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным. Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.). При индивидуально ...