В специальной литературе, посвященной потребностям, мы встречаем глобальное определение слова «потребность».
Так, в книге М.П. Ершова «Потребность человека» без какой-либо аргументации утверждается, что потребность – это первопричина жизни, свойство всего живого. «Потребностью я называю специфическое свойство живой материи,- пишет М.П. Ершов,- отличающие ее, живую материю, от материи неживой». Тут есть налет теологизма. Можно подумать, что коровы пасутся на лугу, обуреваемые потребностью напоить молоком детей, а овес растет потому, что надо кормить лошадей [ 31].
В нашем разделе речь пойдет исключительно о человеческих потребностях.
Оптимальное определение потребности дано в Философском энциклопедическом словаре: « Потребности – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности» [37, 518].
Специфика потребностей человека обусловлена тем, что он противостоит миру не как изолированный индивид, а как элемент различных социальных систем, в том числе человечества в целом как родовой общности. Высшие потребности человека отражают поэтому, в первую очередь, его связи с социальными общностями разных уровней, а также условия существования и развития самих социальных систем. Это относится как к потребностям социальных групп, так и к потребностям каждой отдельной личности, в которых выражается ее социальная сущность[7, 403].
Тем не менее, вопрос о природе человеческих потребностей остается дискуссионным. Некоторые исследователи считают их врожденными (З. Фрейд, А. Маслоу). Другие полагают, что социальность всех без исключения человеческих потребностей проявляется в их содержании, происхождении и в способах реализации (удовлетворения). С этой точки зрения потребности человека не являются врожденными, они формируются в процессе освоения им социальной действительности, становления его личности. Развитие человеческих потребностей происходит через расширение и изменение круга их предметов [10, 244].
А. Маслоу считал, что человек испытывает потребность, когда ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо. Хотя конкретный человек в конкретное время может и не иметь потребности в смысле сознательного ее ощущения, существуют определенные потребности, которые каждый человек может почувствовать. До сих пор нет одной всеми принятой идентификации определенных потребностей, однако большинство специалистов соглашаются, что потребности можно классифицировать как первичные, так и вторичные [39, 263].
Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Пример таких потребностей – потребности в пище, воде, дышать, спать и т.д. Вторичные потребности – потребности психологические: потребности в успехе, уважении, привязанности, власти; потребность в принадлежности к кому или чему-либо [39].
В 1943 году психолог А. Маслоу предположил, что люди в своих мотивациях опираются на пять видов потребностей. Он считал, что потребности формируют иерархию, в которой другая становится мотиватором только лишь после того, как низшая в иерархии будет пройдена. Выглядит иерархия потребностей А. Маслоу следующим образом (рис.1):
- Физиологические потребности – нужда в пище, воде, сне и других вещах, необходимых для обеспечения жизни.
Подобные статьи:
Социальное взаимодействие. Сущность социального
взаимодействия
Социальное взаимодействие является обобщенным понятием, центральным для целого ряда социологических теорий. В основе этого понятия лежит представление о том, что социальный деятель всегда находятся в физическом или мысленном окружении дру ...
Сущность и структура основных социальных институтов
Большие социальные группы, социальная стратификация и социальная мобильность характеризуют общество на макроуровне. И для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными д ...
Типы теорий и моделей социальной работы. Связь между теориями и моделями социальной работы
Основные модели теоретического обоснования практики социальной работы отражают не только результаты научных поисков ученых разных школ, но и ее эволюцию, изменения в самом содержании и формах социальной работы.
Каждая модель содержит нек ...
|