Опыт патронатного воспитания на примере Ульяновского детского дома «Гнездышко». Цели и задачи патронатного воспитания в учреждении
Страница 6
Статьи по социологии » Патронатное воспитание » Опыт патронатного воспитания на примере Ульяновского детского дома «Гнездышко». Цели и задачи патронатного воспитания в учреждении

СЕМЬЯ (Понимание особенностей своей семьи и умение приспособить семейную систему к задаче воспитания ребенка).

ВОСПИТАТЕЛЬ (Понимание воспитателем своих личностных особенностей и своих слабых и сильных сторон, как воспитателя. Обеспечение заботы, контроля и требований. Способность к профессиональному росту).

ДРУГИЕ ЛЮДИ (Умение строить взаимоотношения с социальным окружением в интересах ребенка и помогать ребенку в налаживании социальных связей).

ПАРТНЕРСТВО (Понимание системы семейного устройства и своего места в ней. Умение строить и поддерживать партнерские отношения со службой сопровождения).

Разработана Программа подготовки патронатных воспитателей.

Занятие 1. Приглашение к сотрудничеству.

Занятие 2. Одной любви недостаточно.

Занятие 3. Ребенок в развитии.

Занятие 4. Ребенок в развитии.

Занятие 5. Ребенок, разлученный с семьей.

Занятие 6. Ребенок приходит в семью.

Занятие 7. Трудное поведение.

Занятие 8. Жестокое обращение и безопасное воспитание.

Занятие 9. Знать свою семью.

Занятие 10. Работаем вместе.

Цели тренинга:

- подготовить квалифицированных патронатных воспитателей;

- познакомить с особенностями системы патронатного воспитания и работы ее служб;

- помочь патронатным воспитателям прояснить их собственные возможности и трудности, возникающие при работе с патронатными детьми;

- создать атмосферу для установления партнерских отношений в группе для осуществления дальнейшей взаимной поддержки и обмена опытом после размещения детей в их семьи;

- изучить психологические особенности и возможности будущих патронатных воспитателей с целью подбора наиболее оптимальных вариантов семей для размещения детей.

В работе выявлены факторы успешности и риска при планировании размещения ребенка. На этапе первичного информирования сообщаются объективные ограничения для кандидатов, на основании которых заинтересовавшийся гражданин сам оценивает свои шансы стать патронатным воспитателем. Факторы риска: возрастной ценз (нужен индивидуальный подход, жесткие рамки устанавливать нецелесообразно, все зависит от личности воспитателя и потребностей ребенка); ярко выраженный религиозный фанатизм, отрицающий свободную волю других людей; одинокие мужчины могут вызывать опасения в связи с риском мотива сексуального насилия; ярко выраженный материальный мотив сам по себе не может являться причиной для отказа, но при отсутствии профессиональных навыков и мотива профессиональной самореализации может стать таковым.

Второй этап подготовки — личные интервью (собеседование) и получение первичной информации о клиенте. Критерии успешности: позитивная мотивация, поддержка членов семьи (значимого окружения), серьезность намерений и готовности кандидата и членов его семьи (значимого окружения), близкие к реалистичным представления кандидата, гибкость кандидата, готовность к сотрудничеству со службами детского дома. Факторы риска: неопределенная мотивация («хочу помочь всему человечеству», «осчастливить бедного ребенка» и пр.), несогласие членов семьи, формальное согласие членов семьи, нереалистичные ожидания («придет и будет всем благодарен, всех полюбит», «отдадим учиться в аспирантуру», «поможет нашему ребенку не вырасти эгоистом» и пр.), не пережитая психотравма, инфантилизм, ярко выраженная личностная незрелость (зависимость от собственных родителей, беспомощность в решении житейских проблем, плохая коммуникация), подозрение на зависимости (алкоголизм, наркомания), неготовность к сотрудничеству и разделению ответственности за ребенка со службами, самоуверенность. В этих случаях не следует сразу же отказывать клиенту, а рекомендуется попытаться с ним работать. Причины отказа в сотрудничестве: явная неадекватность (немотивированная агрессия, бредовые идеи, явные иррациональные доводы, нелогичность, некритичность по отношению к собственным убеждениям, доводам, резонерство, т.е. по незначительному поводу изложение теорий с обобщениями и далеко идущими выводами), ригидность, т.е. неспособность менять точку зрения, слышать собеседника, отказ от сотрудничества и обучения, некритичность к собственному воспитательскому опыту («не повезло с собственными детьми, дайте хорошего»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Подобные статьи:

Трансформация социальной структуры Российского общества
В сплетении внутренних и внешних причин, обусловивших распад великий державы, социальная структура российского общества качественно трансформировалась и в настоящее время выглядит следующим образом. На одном его полюсе сформировалась круп ...

Непризнанные государства: проблемы и перспективы
Перечень современных непризнанных государств в научных публикациях довольно велик. Кроме перечисленных пяти, в него входят Китайская Республика на Тайване и Турецкая Республика Северного Кипра. Часто к этой когорте "семи непризнанных ...

Падение рождаемости
В 1991г. в стране родилось 1,8 млн. детей, в 1993г. – всего 1,4 млн., в 1996 г. – 1,3 млн., в 1998 г. – 1,25 млн., в 2000г. – 1,2 млн. Общий коэффициент рождаемости в расчете на 1000 населения в 2000 г. снизился до 8,4 по сравнению с 17 ...