
Социальная работа как важнейший
раздел деятельности в области обслуживания пожилых людей и инвалидов в
последние годы приобретает все большую актуальность. Хотя социальная забота
государства и общества по отношению к инвалидам и старым больным людям в России
проявлялась всегда, никогда ранее не обсуждался и не решался вопрос о
специалистах, которые осуществляли бы эту деятельность. Социальная работа (в
широком смысле этого слова) с такими категориями лиц, как инвалиды и пожилые
люди, проводилась систематически в органах и учреждениях социального
обеспечения (социальной защиты). В числе осуществляющих эту деятельность были
работники домов-интернатов, Центров социального обслуживания, муниципальных и
территориальных органов управления. Социальным работникам со времени введения
этих должностей отводится специфическая роль, которая определяется и типом
учреждения, и характером оказываемых услуг, и целями (задачами), и ожидаемыми
результатами. Место деятельности социального работника в связи с указанными
обстоятельствами как бы перемещается, оно динамично.
Вместе с тем, по мере внедрения в
систему социальной защиты работников данной категории расширяются их функции.
Деятельность социальных работников распространяется на все категории инвалидов
и пожилых людей. При этом особенно вырисовывается специфика деятельности социальных
работников. В одних случаях она носит характер организации помощи различных
служб (медицинской помощи, юридических консультаций и т.д.), в других она
приобретает морально-психологический аспект, в третьих - характер
коррекционно-педагогической деятельности и т.д. Необходимо подчеркнуть, что
помимо непосредственных "потребителей" (инвалидов, пожилых людей)
сфера деятельности социальных работников распространяется и на обслуживающий
персонал, например, в домах-интернатах, с которым социальным работникам приходится
взаимодействовать. В этой связи приобретает особую значимость уровень
образования социальных работников, их профессионализм, знание психологических
особенностей инвалидов и пожилых людей. В связи с широкими и разнообразными
функциями социальных работников в обслуживании пожилых людей, возникает
потребность в этих специалистах с различным уровнем образования.
Для той категории инвалидов и
пожилых людей, которые состоят на социальном обслуживании, диапазон
деятельности социальных работников охватывает большой круг задач, начиная от
оказания социально-бытовой помощи и кончая психолого-педагогической коррекцией
и морально-психологической поддержкой. Для инвалидов и пожилых людей,
находящихся в стационарных учреждениях, деятельность социальных работников
также имеет широкий диапазон, начиная от социально-бытовой адаптации в
домах-интернатах и кончая интеграцией инвалидов в общество. Поэтому в настоящее
время требования к профессиональной подготовке кадров для социальной работы
возрастают по мере расширения сети учреждений, оказывающих социальные и
медико-социальные услуги нуждающимся категориям населения.
Подобные статьи:
Теоретические основы социальной поддержки детей
из неполных семей. Виды, причины возникновения неполных
семей и проблемы детей из неполных семей
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями. Семья выступает как первый воспит ...
Структура и динамика общества. Понятие социальной
структуры
Общество, понятое как «продукт взаимодействия людей», как целостность общественных отношений людей к природе и друг к другу, состоит ил множества разнородных элементов, среди которых экономическая деятельность людей и их отношения в проце ...
Понятие «теории среднего уровня»
Любое эмпирическое социологическое исследование направлено не на изучение общества в целом, не на установление наиболее общих законов его функционирования, а на выявление или решение какой-либо конкретной проблемы в конкретном месте и в к ...
|