Теоретические основы социальной поддержки детей из неполных семей. Виды, причины возникновения неполных семей и проблемы детей из неполных семей
Страница 1
Статьи по социологии » Социальная поддержка детей из неполных семей в Центре детского творчества г. Асбеста » Теоретические основы социальной поддержки детей из неполных семей. Виды, причины возникновения неполных семей и проблемы детей из неполных семей

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность [27, с. 166].

Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу [30, с. 9].

Семья – это социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания [27, с. 167].

В отечественной и зарубежной литературе существуют различные дефиниции неполной семьи. Обратимся к отечественной справочной литературе. В словаре «Семейное воспитание» неполная семья определяется следующим образом: «Неполная семья состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения, смерти одного из родителей или раздельного проживания» [26, с. 152–153].

В справочнике «Семья: социально-психологические и эстетические проблемы» дается следующее определение неполной семьи: «Неполная семья – это объединение людей, состоящее из мужчины или женщины с его или ее потомством, а также включающее в некоторых случаях других лиц, связанных с выше указанной кровнородственной связью» [4, с. 64].

Ведущие отечественные социологи семьи имеют несколько отличные взгляды на определение данного термина.

Например, Т.А. Гурко считает, что неполной является такая семья, в которой с несовершеннолетними детьми проживает только мать или только отец, а по причинам образования неполные семьи могут быть классифицированы на: внебрачные (материнские в терминологии С.И. Голода); семьи после развода; семьи после овдовения; семьи, возникшие в результате раздельного проживания супругов по разным причинам [6, с. 95–99].

С.И. Голод и А.А Клецин особо подчеркивают, что неполную семью нельзя смешивать с материнской, так как в материнской практически не было супруга. Неполные семьи возникают вследствие овдовения или развода [3, с. 25].

В состав неполной семьи включаются либо женщина с детьми (одним ребенком), либо мужчина с детьми (одним ребенком), а некоторыми исследователями бабушка (дедушка) и внуки. Например, в учебнике для вузов «Социология» под редакцией В.Н. Лавриненко указывается, что неполной семьей является такая семья, где отсутствует один из родителей или родительское поколение не присутствует вообще (дети живут с бабушками и дедушками без родителей) [28, с. 214].

Рассмотрим позиции зарубежных авторов по определению термина «неполная семья».

A.M. Демидов, анализируя опыт финских социологов, особо подчеркивает: сам термин «неполная семья», принятый в нашей науке и практике для определения семейной группы, в которой отсутствует один из родителей, финскими социологами не употребляется. Вместо него используется понятие «vksinhuofaja», что в дословном переводе означает «заботящийся в одиночку» или «семья заботящегося в одиночку» [7, с. 145].

Э. Ивер-Жалю отмечает, что во Франции с 1981 года вошел термин «неполной семьи». К категории неполных семей принадлежат те, у кого никогда не было, либо в настоящее время нет супруга или супруги, и которые содержат и воспитывают, по крайней мере, одного ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Подобные статьи:

Интервьюирование
При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует получе ...

Профессиональное становление социального педагога. Развитие профессиональной культуры социального педагога в процессе практической работы и самообразования
Профессиональная культура — сложный жизнедействующий организм, сложная многоаспектная целостность. По существующей теории любая активно функционирующая система требует постоянной энергетической подпитки. В социально-педагогической работе ...

Рационализация общественной жизни
Главная идея Вебера — идея экономической рациональности, нашедшая последовательное выражение в современном ему капиталистическом обществе с его рациональной религией (протестантизмом), рациональном правом и управлением (рациональная бюрок ...