Теоретические основы социальной поддержки детей из неполных семей. Виды, причины возникновения неполных семей и проблемы детей из неполных семей
Страница 4
Статьи по социологии » Социальная поддержка детей из неполных семей в Центре детского творчества г. Асбеста » Теоретические основы социальной поддержки детей из неполных семей. Виды, причины возникновения неполных семей и проблемы детей из неполных семей

Размер алиментов, которые получают разведенные женщины, варьирует в широком диапазоне, и нередко эта сумма бывает просто мизерной. В целом в наихудшем положении чаще оказываются матери с низким собственным доходом (студентки, женщины находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; имеющие низкую заработную плату – по разным причинам); а также женщины с двумя и более детьми. Однако, в ряде случаев отнести неполную семью к категории материально нуждающихся на основании, какого-либо из названных формальных критериев просто невозможно.

Некоторые одинокие матери зарабатывают более чем хорошо, а иные находятся на грани потери работы, а значит и полной нищеты. У многих одиноких матерей фактически отсутствует нормальное жилье (и перспективы его получения), в то время как другие в этом отношении вполне обеспечены [29, с. 210–211]; [23, с. 13–15].

2. Проблема совмещения профессиональной и родительской ролей – эта проблема тесно связана с предыдущей. В случае, когда одинокая мать не получает помощи по уходу за ребенком со стороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полной занятости. Согласно исследованиям, лишь 53% матерей получают такую помощь от родителей, 7% помогает мужчина, с которым они поддерживают близкие отношения, 4% подруги, коллеги по работе, 3% соседи, 3% родители отца ребенка, 4% отец ребенка [12, с. 136].

3. Проблема «неполноты» семьи – одна из специфических проблем неполной семьи – трудности, возникающие, у одинокого родителя (обычно матери) при воспитании ребенка, и собственно проблемы ребенка, растущего в неполной семье.

Неполная семья чаще, чем полная не обеспечивает детям нормальной адаптации в школе, что приводит к низкой успеваемости, к второгодничеству и отсеву. Сравнения полных и неполных семей с детьми, подростками свидетельствует, что школьники из неполных семей «чаще ориентированы на самостоятельную трудовую деятельность и учебу в ПТУ, чем на поступление в ВУЗ».

С одной стороны это свидетельствует о большей самостоятельности, а с другой – связано с худшей успеваемостью, и вероятно с худшими материальными возможностями неполной семьи.

Также в неполной семье в большей мере, чем в полной матери ориентированы на активное привлечение подростков к выполнению хозяйственных обязанностей, и соответственно, дети из неполных семей чаще помогают в уборке квартиры, приготовлении пищи, починке одежды, бытовых приборов и т.д. В тоже время «отношения с матерью оценили как хорошее 73% подростков из полных и лишь 58% из неполных семей.

Последние реже рассказывают матери о своих делах, у них чаще не совпадают мнения по многим вопросам». Последний фактор – межличностные отношения в семье – имеет видимо, более важное значение, нежели сам факт неполноты [23, с. 15].

Теплые, дружеские отношения одинокого родителя с ребенком часто вполне могут компенсировать отсутствие второго родителя. Очевидно, в этом и состоит причина расхождений специалистов во мнениях по поводу того. Является ли факт воспитания ребенка в неполной семье фактором «риска» с точки зрения отклоняющегося поведения, хотя большинство исследований свидетельствуют, что несовершеннолетние правонарушители и преступники чаще всего выходят из неполных семей.

Причины здесь разные: располагают меньшим количеством времени на воспитание ребенка, поскольку должны постоянно заботиться о материальном достатке семьи; собственно педагогические проблемы возникают зачастую из-за отсутствия авторитета отца. Асоциальное поведение ребенка может быть реакцией на развод родителей, а также и на свой особый «социальный статус» [14, с. 25–31].

4. Ошибки в процессе воспитания в неполной семье – гиперопека – это, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных целей и ориентации.

Гиперопека свойственна не очень общительным матерям, с ограниченным, заранее определенным кругом контактов. Недостаточную общительность они компенсируют в отношениях с детьми. В большей степени гиперопека свойственна доминирующим в семье матерям, отражая их непроизвольную установку на создание зависимости у детей. Они сами выбирают друзей ребенку, организуют его досуг, навязывают свои взгляды, вкусы, нормы поведения. В результате у ребенка формируется конформный тип личности. Ребенок вырастает безвольным, зависимым от микросреды, у него не развито чувство ответственности за свои поступки и действия [21, с. 27].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Подобные статьи:

Разработка ПР-обращений.
Одним из самых важных и сложных этапов ПР-кампании является процесс разработки ПР-решений, который включает генерирование и детализацию возможных вариантов достижения поставленных целей и задач. Содержание этого процесса включает в себя, ...

Рекомендации по усовершенствованию технологии социального обеспечения в Российской Федерации.
Решение накопившихся социальных проблем с начала 2000-х годов предполагает проведение глубоких структурных преобразований в сфере социального обеспечения, которые должны обеспечить перераспределение социальных расходов в пользу наиболее н ...

Назначение мужа и жены в браке
Равная ценность мужа и жены перед Богом – что ценнее вода или воздух, голова или сердце. Равная ценность души – Господь умер за всех (Ин.1:12,) (Гал.3:26-28). Равные наследники вечной жизни. Христос отвергает все предрассудки против женщ ...