Современные семьи, развиваются в условиях качественно новой и
противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества
к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые
программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой
стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем.
Это, прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа
разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и
имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от
родителей. Следовательно, в сложных современных условиях детям из таких семей
требуется систематическая квалифицированная помощь.
Главной целью семьи является всестороннее развитие личности,
сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в
настоящее время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намного
труднее, так как все ложится на плечи одного из родителей, матери или отца. В
каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из
родителей [11, с. 6]. Так, если в 2005 году доля детей, родившихся в
России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 25%, то в
2007 году она превысила 30%. В настоящее время каждая третья семья неполная.
Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500–600 тысяч браков, также
образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся
детьми семей риска.
Исследованием неполных семей в России и за рубежом занимались
такие авторы: С.И. Голод, А.А. Клецин, A.M. Демидов, Э. Ивер-Жалю,
В.Я. Титаренко, И. Грегори, Т.А. Гурко, К.Е. Пикхарт, С.К. Нортова-Бочавер,
М.И. Несмея
нова, Н.В. Малярова, Е.А. Мухортова, Н.Е. Ершова,
3. Матейчек, И. Лангмеер, Н.А. Гартман, Б.С. Павлов.
Ребенок из неполной семьи является наиболее проблематичным и
уязвимым в воспитательном плане. Наиболее драматичным свидетельством действия
фактора развода на ребенка представляется значительное число детей из неполных
семей не желающих быть похожими на кого-либо из родителей. Они пользуются
советами своих друзей и подруг, авторитет старших менее значим, наконец,
значительная часть детей из неполных семей принимают важные для себя решения
самостоятельно, отвергая всех советчиков. Таким образом, можно говорить о
феномене массового социального одиночества детей из неполных семей, их
невысокой способности строить конструктивные межличностные взаимоотношения. В
настоящее время государство, общество не только заинтересовано в социальной
поддержке детей из неполных семей, но и организует этот вид помощи, учитывая
массовый характер проблем.
На данный момент социальная поддержка детей из неполных семей
только начинает выстраиваться. Проблема оказания социальной поддержки частично
отражена в трудах таких авторов как Р.А. Овчарова, А.А. Бодалева,
В.В. Столина, М.А. Галагузовой, 3. Матейчек, СИ. Гурко.
Анализ данных исследований и практики помощи показывают, что
пока отсутствуют теоретико-технологические разработки по организации данного
процесса. Таким образом, сложилось противоречие между необходимостью
решения проблем детей из неполных семей и недостатком практических рекомендаций
социальным работникам по работе с этими детьми.
Проблема состоит в поиске способов социальной
работы с детьми из неполных семей и реализации ее на практике в учреждении
дополнительного образования.
Подобные статьи:
Социальные факторы и механизмы десемантизации в
современном российском обществе. Экономические предпосылки десемантизации в обществе массового
потребления
Прежде, чем приступить к описанию предпосылок десемантизации, вполне логично обозначить само это понятие. В Энциклопедическом словаре культуры ХХ века категория десемантизации определена следующим образом: de (лат.) – частица отрицания; s ...
Системный подход к развитию персонала
Общеизвестно, что профессия социального работника как и профессия педагога—одна из наиболее энергоёмких, и наиболее низкооплачиваемых. Поэтому руководству реабилитационного центра приходится прикладывать немало усилий, чтобы сохранить кол ...
Процессы изменений в культуре
Можно выделить два основных направления изменения в культуре:
1) группа процессов, связанных с саморазвитием в культуре:
а) стихийное, спонтанное развитие;
б) развитие методом проб и ошибок;
в) планомерное развитие;
2) изменение куль ...
|