Спенсер опирался на идею сходства социальных систем с живыми организмами. Органический подход к обществу, государству, социальным институтам позволял рассматривать их как живые, развивающиеся целостности, связанные между собой разнообразными структурно функциональными взаимозависимостями.
Существование социального организма находится во власти двух процессов - дифференциации и специализации. Логика дифференциации заставляет однородность развертываться в разнородность, ведет к усложнению структур, позволяет материальным и. духовным формам развиваться и достигать зрелости. Специализация же обеспечивает кооперирование отдельных индивидов в группы, способствует возникновению специализированных социальных "органов".
Из последних образуется целостная система жизнеобеспечения, где каждый "орган" выполняет свои особые общественные функции - управляет, защищает, поддерживает порядок, обеспечивает продуктами питания, удовлетворяет духовные потребности сограждан и т.д.
В социальном организме существуют и активно функционируют три системы жизнеобеспечения - производящая, распределяющая и регулятивная. Последняя включает в себя социальные институты и нормативные системы религиозного, морального, правового и политического характера. Самым древним регулятивным средством Спенсер считал "церемониальные нормы", включающие обычаи, обряды, ритуалы, традиционные церемонии и т.п. С помощью всех этих норм в обществе поддерживаются отношения субординации и необходимой дисциплины.
Основным психологическим механизмом, обеспечивающим действенность регулятивной системой является страх. С помощью "страха перед живыми" в обществе и государстве функционируют правовые и политические нормы, а при помощи "страха перед мертвыми" - религиозные нормы. Каждое государство, как всякий живой организм, должно бороться за существование. Борьба для него - это условие его развития и совершенствования. В ней, как и в любой борьбе, побеждает сильнейший, т.е. тот, кто приспособлен к ней всеми своими органами и функциями.
В борьбе за выживание и самоутверждение, длящейся почти непрерывно, общественный организм проходит через два основных этапа, которым соответствуют две социально-исторические формы государственности.
1) Примитивное (военное) государство отличается Хищническими ориентациями и видит в войне главную цель своего существования. Весь образ жизни его населения подчинен милитаристским принципам. Механизмы социализации нацелены на воспитание будущих воинов, дисциплинированных, воинственных, отважных, готовых к самопожертвованию. Индивидуальное "я" целиком подчиняется корпоративному "мы" И воспринимает как должное жесткую, тотальную регламентацию всех сторон социальной жизни.
2) Индустриальное государство ориентировано на организацию хозяйственно-экономической жизни. Чтобы экономика, промышленность эффективно функционировали, обществу необходимы мир, защищенность частной собственности, политические права и свободы граждан, стабильный правопорядок.
Надежным гарантом прочности социального порядка является динамика интегративных процессов. Общим основанием социальной интеграции является соблюдение принципа соразмерности получаемых выгод оказываемым услугам. Спенсер указал четыре типа кооперации:
1) однородная, гомогенная кооперация, при которой одинаковые усилия соединяются для одинаковых, одновременно осуществляемых целей;
2) не вполне однородная кооперация, где одинаковые усилия соединяются для одинаковых целей, осуществляемых не одновременно;
3) гетерогенная кооперация, где неодинаковые усилия соединяются для одинаковых целей;
4) гетерогенная кооперация, где неодинаковые усилия соединяются для неодинаковых целей.
Данная типология имеет важное значение для понимания природы социальных связей внутри гражданского общества. Отношения, поддерживаемые при посредстве указанных типов кооперации, полезны для благосостояния всей социальной системы в целом и для успешной жизнедеятельности входящих в нее индивидов.
Подобные статьи:
Мотивы профессиональной
деятельности по методике К. Замфир в модификации А. Реана
Данные, полученные при обработке полученных в результате обработки анкет представлены в таблице 18.
Таблица 18
Мотивы профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)
Мотивы профессиональной деятельности
...
Нравственные убеждения, нравственные идеалы,
самосознание и чувство взрослости как основные новообразования молодёжи
Характерные черты молодёжи – стремление ко всему новому, необычному, интерес к технике, желание быть «на ровной ноге» с взрослыми, стремление к активной деятельности. Именно в подростковом возрасте происходит ломка многого из того, что яв ...
Приложения
Приложение 1
Вопросы, использованные при проведении анкетирования
Для начала расскажите, пожалуйста, немного о себе
1. Удовлетворены ли Вы в целом своей жизнью?
1) Вполне удовлетворен.
2) Скорее удовлетворен, чем нет.
3) Не могу ска ...
|