Социальная диагностика – одна из функций социальной поддержки, позволяющая определить причины и факторы, влияющие на социальную жизнь ребенка из неполной семьи, его внутреннее психического состояние и на взаимоотношения в семье и в социальной группе. [24, c. 53]
Диагностический этап – первый этап работы с ребенком из неполной семьи.
Диагностический этап – этап исследования личности (наблюдение, проведение эксперимента, сбор информации или фактов, которые помогут ответить на вопросы, касающиеся поведения, анализ полученной информации).
Он строится на принципах:
1. Объективность – непредвзятое рассмотрение поведения ребенка из неполной семьи в различных жизненных ситуациях, исключающее любое искажение действительности и учитывающее интересы, потому что только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную практическую и научную значимость.
2. Причинность – обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе диагностики не ограничиваться описанием отдельных фактов и явлений, а выяснить закономерность их развития и функционирования.
3. Комплексность – объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное взаимодействие множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий, мотивации в самых различных формах их проявления, и выделение отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При проведении диагностики эти конкретные данные всегда необходимо увязывать со всем существующим комплексом проблем.
4. Научная обоснованность и подтверждаемость – являются особенно важными, так как за каждым решением, принятым на основе социального диагноза стоит жизнь и судьба конкретного человека.
5. Конфиденциальность – специалист по социальной работе не должен распространять личную информацию о человеке, полученную в результате индивидуальной работы (психологическое консультирование, доверительная беседа). Нарушение этого правила может привести к потере доверительных отношений с клиентом и прекращению дальнейшей совместной работы.
6. Целесообразность – применение данных психодиагностики. В зависимости от выбранного вида исследования, можно и нужно учитывать проблему применения полученных данных в практике социальной работы. Предполагается использование психодиагностической информации для воздействия на сложившуюся ситуацию в жизни диагностируемого подростка. В практике часто бывают ситуации, когда данные диагностики – психологический диагноз используется в жизни клиента другими людьми – близкими, родственниками и т.д. Сообщая этим людям результаты диагностического исследования, специалист должен исходить из того, что каждый из пользователей данной информацией должен быть подготовлен к восприятию и применению. Целесообразно, чтобы каждый пользователь этой информации осознавал значимость ее для себя и для того, на кого он будет воздействовать [22, c. 278].
В Центре детского творчества занимается 1200 воспитанников из 16 образовательных учреждений города и 8 дошкольных образовательных учреждений. В начале 2007–2008 учебного года проводился анализ документов детей, поступающих в Центр детского творчества, беседы с родителями по итогам которых педагоги Центра детского творчества составляют демографический паспорт на семью каждого ребенка, в результате выяснено что из 1200 воспитанников 350 воспитанников являются детьми из неполных семей, что составляет практически 28% от всего состава детей. И все эти дети нуждаются в поддержке специалистов по социальной работе Центра детского творчества. Но оказать социальную поддержку ребенку невозможно, не установив его потребностей, проблем и причин вызывающих проблемы.
Так же специалист по социальной работе Центра детского творчества выходит на родительские собрания с целью анкетирования родителей. Из анкет проведенных с родителями детей из неполных семей выявлено, что семьи относящиеся к категории неполных в основном однодетные – 62% и двухдетные – 38%. Причины распада семьи
Цель этапа: дать научное заключение о состоянии социального здоровья ребенка из неполной семьи, о причинах появления его проблем и эффективности их преодоления.
Задачи:
1. Составить личную карту ребенка и демографическую карту его семьи.
2. Установить личностные контакты ребенка из неполной семьи, которые приводят к конфликтным ситуациям, либо установить основные причины стрессового состояния.
3. Определить отношение ребенка из неполной семьи к окружающему миру, коллективу.
4. Изучить психику и поведение ребенка из неполной семьи в различных жизненных ситуациях, его интересы, особенности характера.
5. Изучить самооценку ребенка из неполной семьи.
Выявление проблем подростка с помощью первичной диагностики.
Социально-медицинская:
Цель: выявление заболеваний, которые способны создать социальные проблемы.
Подобные статьи:
Вывод
Все сказанное означает, что термин "социальная перцепция", или, в более узком смысле слова, "межличностная перцепция", "восприятие другого человека" употребляется в литературе в несколько вольном, даже метафо ...
Виды интерпретации
...
Комплексно-ориентированные теории социальной работы. Ролевая теория
В рамках использования ролевой модели практики социальной работы проявляются некоторые компоненты социологического знания. Но в основном логика обоснования целесообразности той или иной деятельности социального работника здесь базируется ...
|