Организация социальной поддержки детей из неполных семей. Диагностика проблем потребностей детей из неполных семей
Страница 2
Статьи по социологии » Социальная поддержка детей из неполных семей в Центре детского творчества г. Асбеста » Организация социальной поддержки детей из неполных семей. Диагностика проблем потребностей детей из неполных семей

Содержание работы:

· продиагностировать физическое здоровье детей из неполной семьи;

· провести анализ медицинской карты (болезни несовершеннолетнего, их протекание до проблемы и во время ее возникновения).

Методы:

· наблюдение специалиста социальной работы. Наружный осмотр;

· анализ медицинской карты.

Социально-психологическая:

Цель: выявить состояние психического здоровья.

Содержание работы: определение отражения кризисной ситуации на психике ребенка из неполной семьи.

1. Конфликтные взаимоотношения в семье.

Формы: беседа, консультации со специалистами, анкетирование, тестирование.

Метод наблюдения позволяет специалистам сделать выводы о психологическом состоянии ребенка из неполной семьи.

Средства:

· личная карта подростка;

Социальная поддержка детей из неполных семе не может быть эффективной, если мы не знаем конкретных проблем семьи ребенка, эмоционально-психологический климат его семьи. Существует много способов и приемов диагностики семьи. Мы в качестве диагностического инструментария предлагаем использовать:

· Методика «Рисунок семьи». Данная методика помогает проникнуть в эмоционально-психологический климат семьи, характер взаимоотношений детей и родителей. Рисунок дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка. На основе изображения, ответов на вопросы можно оценить особенности восприятия, переживаний ребенком отношений в семье. (Приложение 4)

2. Взаимоотношения в коллективе.

Цель: выявление коммуникативных предпочтений ребенка из неполной семьи, умения общаться с учебным коллективом, ощущения комфортности (дискомфортности) в своей учебной группе.

Методы:

-социометрия – изучение статуса ребенка из неполной семьи в детском объединении;

-наблюдение за ребенком из неполной семьи в процессе обучения и общения.

3. Личностные проблемы, нарушения эмоционально-волевой сферы.

Цель: выявление склонности ребенка из неполной семьи к конфликтности и агрессивности.

Методы:

· доверительная беседа ребенка из неполной семьи и специалиста по социальной работе с целью выявления нарушений, комплексов;

· психологические тренинги как индивидуальные, так и групповые с целью выявления проблем в общении, личностных комплексов;

· анкетирование,

· тестирование.

Социально-педагогическая:

Цель: выявить педагогическую восприимчивость (невосприимчивость) ребенка из неполной семьи.

Содержание работы:

· анализ результатов учебной деятельности ребенка из неполной семьи (журнал посещаемости занятий, творческие достижения – участие в выставках, конкурсах, фестивалях, концертах)

· беседа с руководителем детского объединения в котором занимается ребенок из неполной семьи, что позволит проследить, с чем связаны изменения учебной деятельности;

Методы:

· анализ материалов – результатов творческой деятельности ребенка из неполной семьи (творческие достижения)

· анкетирование – при организации социальной поддержки детей из неполных семей очень важно знать самооценку ребенка. Из множества существующих методик мы предлагаем использовать:

– Методику «Лесенка», которая заключается в диагностике самооценки

детей. Доступность методики определяется использованием в ней наглядно-образной основы для самоанализа, простыми, описательными формулировками черт характера. (Приложение 5)

При работе с детьми из неполных семей самой важной целью является адаптация и социальная интеграции детей в обществе, успешное осуществление которых невозможно без сотрудничества с семьей ребенка, поэтому для выяснения удовлетворенности учебным процессом и ожиданий родителей, мы предлагаем использовать:

– Методику

изучения ожиданий и образовательных потребностей родителей

разработанную методистами ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодежи» города Екатеринбурга, для наиболее эффективного сотрудничества родителей и учреждения дополнительного образования. (Приложение 6)

· наблюдение

· беседа

Социально-экономическая:

Цель: выявить экономические трудности, способствующие появлению социальной проблемы ребенка из неполной семьи.

Содержание:

· наблюдение за санитарным состоянием жилища

· наличие необходимых жилищных условий

· материальное благосостояние и достаток в семье

· состав семьи. (Приложение 1)

Методы:

· наблюдение

· беседа

· анализ документов.

Таким образом, социальная диагностика – одна из функций социальной поддержки, позволяющая определить причины и факторы, влияющие на социальную жизнь ребенка из неполной семьи, его внутреннее психического состояние и на взаимоотношения в семье и в социальной группе.

Диагностический этап – первый этап работы с ребенком из неполной семьи.

Все вышеперечисленные методы диагностических мероприятий позволяют определить наиболее приоритетные проблемы ребенка из неполной семьи. Это проблемы психологического и медицинского характера на их основе строится индивидуальная программа социальной поддержки.

Страницы: 1 2 


Подобные статьи:

Социальная структура общества и стратификация
Центральной категорией стратификации является «класс». Класс понимают в двух смыслах – широком и узком. В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимаю ...

Структура и функции религии
Религия – явление полифункциональное, она выполняет множество функций, затрагивая самые разные стороны общественной жизни. Единого принятого перечня функций религии нет, да и быть не может, поскольку придется перечислять практически все з ...

Определение цели социологического исследования
Цель конкретного социологического исследования — общая его направленность, проект действия, определяющие характер и системную упорядоченность различных актов и операций. Цель социологического исследования определяет преимущественную орие ...