Содержание работы:
· продиагностировать физическое здоровье детей из неполной семьи;
· провести анализ медицинской карты (болезни несовершеннолетнего, их протекание до проблемы и во время ее возникновения).
Методы:
· наблюдение специалиста социальной работы. Наружный осмотр;
· анализ медицинской карты.
Социально-психологическая:
Цель: выявить состояние психического здоровья.
Содержание работы: определение отражения кризисной ситуации на психике ребенка из неполной семьи.
1. Конфликтные взаимоотношения в семье.
Формы: беседа, консультации со специалистами, анкетирование, тестирование.
Метод наблюдения позволяет специалистам сделать выводы о психологическом состоянии ребенка из неполной семьи.
Средства:
· личная карта подростка;
Социальная поддержка детей из неполных семе не может быть эффективной, если мы не знаем конкретных проблем семьи ребенка, эмоционально-психологический климат его семьи. Существует много способов и приемов диагностики семьи. Мы в качестве диагностического инструментария предлагаем использовать:
· Методика «Рисунок семьи». Данная методика помогает проникнуть в эмоционально-психологический климат семьи, характер взаимоотношений детей и родителей. Рисунок дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка. На основе изображения, ответов на вопросы можно оценить особенности восприятия, переживаний ребенком отношений в семье. (Приложение 4)
2. Взаимоотношения в коллективе.
Цель: выявление коммуникативных предпочтений ребенка из неполной семьи, умения общаться с учебным коллективом, ощущения комфортности (дискомфортности) в своей учебной группе.
Методы:
-социометрия – изучение статуса ребенка из неполной семьи в детском объединении;
-наблюдение за ребенком из неполной семьи в процессе обучения и общения.
3. Личностные проблемы, нарушения эмоционально-волевой сферы.
Цель: выявление склонности ребенка из неполной семьи к конфликтности и агрессивности.
Методы:
· доверительная беседа ребенка из неполной семьи и специалиста по социальной работе с целью выявления нарушений, комплексов;
· психологические тренинги как индивидуальные, так и групповые с целью выявления проблем в общении, личностных комплексов;
· анкетирование,
· тестирование.
Социально-педагогическая:
Цель: выявить педагогическую восприимчивость (невосприимчивость) ребенка из неполной семьи.
Содержание работы:
· анализ результатов учебной деятельности ребенка из неполной семьи (журнал посещаемости занятий, творческие достижения – участие в выставках, конкурсах, фестивалях, концертах)
· беседа с руководителем детского объединения в котором занимается ребенок из неполной семьи, что позволит проследить, с чем связаны изменения учебной деятельности;
Методы:
· анализ материалов – результатов творческой деятельности ребенка из неполной семьи (творческие достижения)
· анкетирование – при организации социальной поддержки детей из неполных семей очень важно знать самооценку ребенка. Из множества существующих методик мы предлагаем использовать:
– Методику «Лесенка», которая заключается в диагностике самооценки
детей. Доступность методики определяется использованием в ней наглядно-образной основы для самоанализа, простыми, описательными формулировками черт характера. (Приложение 5)
При работе с детьми из неполных семей самой важной целью является адаптация и социальная интеграции детей в обществе, успешное осуществление которых невозможно без сотрудничества с семьей ребенка, поэтому для выяснения удовлетворенности учебным процессом и ожиданий родителей, мы предлагаем использовать:
– Методику
изучения ожиданий и образовательных потребностей родителей
разработанную методистами ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодежи» города Екатеринбурга, для наиболее эффективного сотрудничества родителей и учреждения дополнительного образования. (Приложение 6)
· наблюдение
· беседа
Социально-экономическая:
Цель: выявить экономические трудности, способствующие появлению социальной проблемы ребенка из неполной семьи.
Содержание:
· наблюдение за санитарным состоянием жилища
· наличие необходимых жилищных условий
· материальное благосостояние и достаток в семье
· состав семьи. (Приложение 1)
Методы:
· наблюдение
· беседа
· анализ документов.
Таким образом, социальная диагностика – одна из функций социальной поддержки, позволяющая определить причины и факторы, влияющие на социальную жизнь ребенка из неполной семьи, его внутреннее психического состояние и на взаимоотношения в семье и в социальной группе.
Диагностический этап – первый этап работы с ребенком из неполной семьи.
Все вышеперечисленные методы диагностических мероприятий позволяют определить наиболее приоритетные проблемы ребенка из неполной семьи. Это проблемы психологического и медицинского характера на их основе строится индивидуальная программа социальной поддержки.
Подобные статьи:
Семья и детство как объект социальной работы. Современная
российская семья как объект социальной работы
Семья
- основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Прежде всего, следует обратить внимание на различие понятий "семья" и "брак". Часто первое более ...
Необходимость оказания социальных
услуг органами местного самоуправления
Муниципальная деятельность реализуется благодаря системе социальных услуг, предоставление которых обеспечивает те или иные составляющие качества жизни. Управление оказанием муниципальных услуг служит важнейшей составной частью муниципал ...
Система социальной защиты детей в России
Позитивной стороной развития социальной работы в современной России стало оформление системы социально-реабилитационных служб для дезадаптированных детей и подростков, в число которых входят специализированные центры, социальные приюты и ...
|