Содержание работы:
· продиагностировать физическое здоровье детей из неполной семьи;
· провести анализ медицинской карты (болезни несовершеннолетнего, их протекание до проблемы и во время ее возникновения).
Методы:
· наблюдение специалиста социальной работы. Наружный осмотр;
· анализ медицинской карты.
Социально-психологическая:
Цель: выявить состояние психического здоровья.
Содержание работы: определение отражения кризисной ситуации на психике ребенка из неполной семьи.
1. Конфликтные взаимоотношения в семье.
Формы: беседа, консультации со специалистами, анкетирование, тестирование.
Метод наблюдения позволяет специалистам сделать выводы о психологическом состоянии ребенка из неполной семьи.
Средства:
· личная карта подростка;
Социальная поддержка детей из неполных семе не может быть эффективной, если мы не знаем конкретных проблем семьи ребенка, эмоционально-психологический климат его семьи. Существует много способов и приемов диагностики семьи. Мы в качестве диагностического инструментария предлагаем использовать:
· Методика «Рисунок семьи». Данная методика помогает проникнуть в эмоционально-психологический климат семьи, характер взаимоотношений детей и родителей. Рисунок дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка. На основе изображения, ответов на вопросы можно оценить особенности восприятия, переживаний ребенком отношений в семье. (Приложение 4)
2. Взаимоотношения в коллективе.
Цель: выявление коммуникативных предпочтений ребенка из неполной семьи, умения общаться с учебным коллективом, ощущения комфортности (дискомфортности) в своей учебной группе.
Методы:
-социометрия – изучение статуса ребенка из неполной семьи в детском объединении;
-наблюдение за ребенком из неполной семьи в процессе обучения и общения.
3. Личностные проблемы, нарушения эмоционально-волевой сферы.
Цель: выявление склонности ребенка из неполной семьи к конфликтности и агрессивности.
Методы:
· доверительная беседа ребенка из неполной семьи и специалиста по социальной работе с целью выявления нарушений, комплексов;
· психологические тренинги как индивидуальные, так и групповые с целью выявления проблем в общении, личностных комплексов;
· анкетирование,
· тестирование.
Социально-педагогическая:
Цель: выявить педагогическую восприимчивость (невосприимчивость) ребенка из неполной семьи.
Содержание работы:
· анализ результатов учебной деятельности ребенка из неполной семьи (журнал посещаемости занятий, творческие достижения – участие в выставках, конкурсах, фестивалях, концертах)
· беседа с руководителем детского объединения в котором занимается ребенок из неполной семьи, что позволит проследить, с чем связаны изменения учебной деятельности;
Методы:
· анализ материалов – результатов творческой деятельности ребенка из неполной семьи (творческие достижения)
· анкетирование – при организации социальной поддержки детей из неполных семей очень важно знать самооценку ребенка. Из множества существующих методик мы предлагаем использовать:
– Методику «Лесенка», которая заключается в диагностике самооценки
детей. Доступность методики определяется использованием в ней наглядно-образной основы для самоанализа, простыми, описательными формулировками черт характера. (Приложение 5)
При работе с детьми из неполных семей самой важной целью является адаптация и социальная интеграции детей в обществе, успешное осуществление которых невозможно без сотрудничества с семьей ребенка, поэтому для выяснения удовлетворенности учебным процессом и ожиданий родителей, мы предлагаем использовать:
– Методику
изучения ожиданий и образовательных потребностей родителей
разработанную методистами ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодежи» города Екатеринбурга, для наиболее эффективного сотрудничества родителей и учреждения дополнительного образования. (Приложение 6)
· наблюдение
· беседа
Социально-экономическая:
Цель: выявить экономические трудности, способствующие появлению социальной проблемы ребенка из неполной семьи.
Содержание:
· наблюдение за санитарным состоянием жилища
· наличие необходимых жилищных условий
· материальное благосостояние и достаток в семье
· состав семьи. (Приложение 1)
Методы:
· наблюдение
· беседа
· анализ документов.
Таким образом, социальная диагностика – одна из функций социальной поддержки, позволяющая определить причины и факторы, влияющие на социальную жизнь ребенка из неполной семьи, его внутреннее психического состояние и на взаимоотношения в семье и в социальной группе.
Диагностический этап – первый этап работы с ребенком из неполной семьи.
Все вышеперечисленные методы диагностических мероприятий позволяют определить наиболее приоритетные проблемы ребенка из неполной семьи. Это проблемы психологического и медицинского характера на их основе строится индивидуальная программа социальной поддержки.
Подобные статьи:
Исследование будущего России в контексте современных глобальных тенденций
Будущим России и мира обеспокоены не только отечественные ученые. В последние десятилетия прогностические исследования получили широкое распространение в западных научно-исследовательских центрах: в ФРГ - институт Макса Планка; общество и ...
Предоставление государственной услуги по социальной
и психологической поддержке безработных в Белгородской области
Одной из государственный услуг, оказываемых управлением по труду и занятости населения Белгородской области является психологическая и социальная поддержка безработных.
В центрах занятости в качестве одной из основных форм психологическо ...
Профессиональное становление социального педагога и
его этапы
Каждый из этапов профессионального становления специалиста имеет свои задачи и цели, и независимо оттого, кто включается в него — педагог, психолог, социальный педагог или куратор, они будут одинаковы, отличаются лишь методы, техники, с ...
|