Французская система социальной защиты населения предусматривает перераспределение текущих доходов бюджета социальной защиты, формируемого за счет взносов работников и предпринимателей, в пользу пенсионеров и нуждающихся.
В начале 90-х гг. XX в. в большинстве стран эта система была подвергнута серьезной корректировке с целью исправления возникшего дисбаланса бюджета социального обеспечения и решения проблем, связанных с радикально изменившейся демографической обстановкой. Происходит известное сближение моделей социальной защиты, введение единых принципов ее организации.[20]
По данным Национального института статистики и экономических исследований, в 90-х годах три четверти французских семей пользовались помощью государства. Среди социальных расходов в 1996 г. большая доля приходилась на пенсии по старости (43,5%), пособия по болезни (24,8%), семейные пособия (5,9%), компенсации на жилье (4%), пособия по безработице и оплату профобучения (6,6%).[27]
Выявилась настоятельная необходимость реформирования технологии социальной защиты, которая стала непосильным бременем для государственного бюджета. Следует особо отметить, что во Франции реформирование социальных структур защиты населения сопровождалось усилением влияния государственной власти в управлении всей системой социальной защиты.
Во Франции государственная пенсионная система по старости, охватывающая основную массу пенсионеров, представляет собой сложное, многоярусное образование. В целом пенсионная система состоит из пяти подсистем: 1) базовые режимы для наемных работников; 2) дополнительные режимы; 3) специальные режимы для отдельных категорий занятых; 4) базовые режимы для ненаемных работников; 5) дополнительные (факультативные) режимы. Каждая из них имеет свою специфику, что проявляется в финансировании, возрасте выхода на пенсию, продолжительности страхового стажа для получения полной пенсии, а также методике исчисления размера пенсии.[27]
Базовые режимы являются основными в национальной системе социального страхования. Они действуют по единой методике пенсионного обеспечения лиц, занятых в промышленности и торговле. Именно пенсионная система по старости оказалась к началу 90-х гг. в наиболее трудном положении. Ее финансовое оздоровление правительство попыталось осуществить за счет целого комплекса мер, в том числе:
• повышения возраста выхода на пенсию - с 1995 г. 65 лет и для мужчин и для женщин;
• увеличения размеров страхового стажа для выплаты минимальной пенсии, страховой стаж стал постепенно увеличиваться и достигал в 2003 г. 40 лет, при отсутствии необходимого стажа размер пенсии снижается на 1,25% за каждый недостающий квартал.
В базовом режиме действует система надбавок, наследования пенсионных прав, возможность трудоустройства после выхода на пенсию. Финансирование базового режима осуществляется в основном за счет социальных взносов предпринимателей (8,2% от фонда заработной платы) и наемных работников (7,6% от зарплаты).[27]
В результате такой многоярусной системы один работник получает в среднем 2,8 различных пенсий. Особенностью пенсионной системы Франции остается высокая норма замещения, т. е. большой размер пенсии в сравнении с прежней зарплатой. В среднем норма замещения всех видов пенсий составляет 78% для мужчин и 72% для женщин.
Подобные статьи:
Практические основы подходов в разрешении проблем третьего возраста. Технологии деятельности по разрешению проблем пожилых людей
(зарубежный и российский опыт)
Одной из главных целей мирового сообщества, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, является утверждение веры в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности. Во всех развитых цивилизованных стра ...
Общие основы социальных группировок и виды социальных
групп
Общество как целостная социокультурная система состоит из множества подсистем с различными системообразующими качествами. Одним из важнейших типов социальных систем являются социальные общности. Социальная общность – это реально существую ...
Основные значимые факторы и условия развития
профессиональной культуры социального педагога. Альтруизм—один из ведущих факторов развития
профессиональной культуры социального педагога
Вместе с тем, характеризуя понятие непрерывного социально-педагогического образования, следует подчеркнуть альтруистические потребности социального педагога, социального работника. Согласно утверждениям психологов, эта потребность являетс ...
|