Одной из важнейших задач статистики является изучение изменений анализируемых показателей во времени, т.е. их динамики. Эта задача решается при помощи рядов динамики.
Ряд динамики – ряд расположенных в хронологическом порядке значений признака, характеризующих изменение общественных явлений во времени [2,c. 106].
В каждом ряду динамики имеются два показателя основных элемента:
t – время, т.е. моменты или переходы, к которым относятся уровни;
y – уровень ряда, т.е. конкретное значение признака.
Виды рядов динамики:
1. ряд динамики абсолютных величин;
2. ряд динамики относительных величин;
3. ряд динамики средних величин.
Выше перечисленные виды рядов динамики объединяются в две группы:
- интервальные – ряды динамики, в которых значения признака указаны за определенный промежуток времени;
- моментные – ряды динамики, в которых значения признака указаны за отдельные моменты времени.
Уровни в динамическом ряду, могут быть представлены абсолютными, средними или относительными величинами.
Для анализа рядов динамики рассчитываются аналитические показатели в 2 модификациях: базисные и цепные.
1. Абсолютный прирост (+) или убыль (-) - показывает на сколько уровень текущего периода больше или меньше базисного или предыдущего уровня:
(1.2.1)
 (1.2.2) где yi - уровень текущего года,
y0 - уровень базисного года;
yi-1 - уровень предшествующего периода.
2. Темп роста (+), снижения (-) - показывает на сколько процентов уровень текущего года больше или меньше уровня, принятого за базу сравнения.
(1.2.3)
(1.2.4) где - уровень текущего периода;
- уровень базисного года;
- уровень предшествующего периода.
3. Темп прироста (+), снижения (-) - показывает на сколько процентов уровень текущего периода больше или меньше базисного или предыдущего периода.
(1.2.5)
(1.2.6)
Для характеристики среднего изменения того или иного признака рассчитывают:
Средний уровень ряда:
 (1.2.7)
Средний абсолютный прирост:
(1.2.8)
Средний темп роста:
(1.2.9)
где - темп роста цепной в i - том явлении
- произведения темпа роста цепного
n - число уровней.
Средний темп прироста:
(1.2.10)
Методы выявления основной тенденции.
Основная тенденция – плавное и устойчивое изменение уровня явления во времени, свободное от случайных колебаний [2,c.129].
- метод укрупнения интервалов основан на укрупнении анализируемого периода;
- метод скользящей средней заключается в расчете средних значений из нечетного числа периодов опускаясь на один уровень;
-метод аналитического выравнивания заключается в составлении уравнения прямой следующего вида:
, (1.2.11)
где - теоретическое значение уровня ряда,  - параметры уравнения, которые находятся решением следующей системы нормальных уравнений:
(1.2.12)
где y – фактические уровни ряда, t – время (порядковый номер периода или момента времени).
Если t=0, то система нормальных уравнений принимает вид:
Подобные статьи:
Демографическая ситуация в России в начале XXI
века. Реальные факты и прогнозы
Как известно, с 1992 г. в России наблюдается депопуляция населения, которая имеет место и в настоящее время. За период депопуляции численность населения страны сократилась на 6780 тыс. чел. (на 4,51%). Согласно прогнозам Госкомстат РФ (19 ...
Миф о происхождении и предопределении. Историцизм и
миф о предопределении
Широко распространено мнение, что подлинно научный или философский подход к политике, а также углубленное понимание общественной жизни вообще должны быть основаны на созерцании человеческой истории и ее интерпретации. Если обычный человек ...
Практический опыт работы МОУ «Средней общеобразовательной школе с
углубленным изучением отдельных предметов № 4»
В настоящее время в МОУ «Средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов № 4» обучается 1288 детей (самая большая школа в Шпаковском районе). Из них 17 детей находятся под опекой и попечительством.
Это дети ...
|