Основной предпосылкой, обусловившей появление различных систем социальной защиты человека, была и остается рисковая природа его существования.
Общественная практика выработала несколько различных способов управления социальными рисками в рамках единой системы социальной защиты населения. Каждый из них имеет свои традиции и национальные особенности, что определяется спецификой тех или иных социальных рисков в обществе, различием в потребностях защиты разных социально-демографических групп населения, государственными социальными и экономическими приоритетами.
В настоящий момент происходит серьезное переосмысление традиционных подходов к государственному регулированию социальной сферы. Государство ни в коей мере не отказывается от возложенных на него обязанностей по обеспечению необходимых социальных гарантий, но в то же время качественное улучшение и рост этих гарантий переводит в сферу индивидуального или коллективного самообеспечения. Во всех странах превалируют обязательные виды социальной защиты, основу которой составляет социальное страхование -17,4% к ВВП в рамках всего Европейского Сообщества. Однако очевидно, что уже три европейских государства вышли за рамки традиционных моделей организации социальной защиты, это Великобритания, Нидерланды и Франция. В Великобритании социальное обеспечение, социальное страхование и дополнительное личное страхование имеют приблизительно одинаковое значение. В Нидерландах средства, поступающие на личное страхование, уже превысили размеры государственного социального обеспечения в 2 раза, а во Франции почти сравнялись.[41]
В зависимости от соотношения различных элементов в общей структуре системы принято выделять различные модели социальной защиты. Всегда превалировали 2 элемента: государственное социальное обеспечение или социальное страхование - то обычно и модели строили исходя из размера той доли средств, которую обеспечивала для социальной защиты либо универсальная система (финансируемая из государственного бюджета), либо страховая. Однако, пока можно говорить только о моделях социальной защиты, ориентированных на развитие коллективных и индивидуальных форм, которые призваны не заменить, а дополнить обязательные элементы. При всей сложности современных структур социальной защиты можно предложить некоторый переходный вариант существующих моделей, которые представлены на рис.2.1. Реальная ситуация такова, что социальное страхование остается на сегодняшний день наиболее распространенным и наиболее весомым элементом системы социальной защиты большинства государств. В европейской экономической зоне объем средств, ежегодно проходящих через механизм социального страхования, в 2 раза превышает ассигнования государственного бюджета и в 3 раза - поступления на дополнительную защиту.[41]
Рис.2.1. Современные модели систем социальной защиты.
Детальный анализ технологий социального обеспечения мне бы хотелось начать с технологии социального обеспечения Нидерландов.
С 2004 г. страна переходит на принципиально новую технологию социального обеспечения населения, где будет не раздача социальных пособий, а содействие в трудоустройстве, т.е. оказание помощи в повышении квалификации и поиске работы, интеграция («реинтеграция») в рынок труда.
Подобные статьи:
Современное развитие демографических процессов в Чувашской Республике
Демографические процессы являются одними из основных факторов, определяющих социально-экономическое развитие Чувашской Республики. Сложившаяся на протяжении последних лет тенденция к сокращению численности населения республики за счет так ...
Новое время (XV—XVII века)
Николо Макиавелли (1469—1527 гг.). Он первым из мыслителей нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение "Государь" как бы продол ...
К вопросу об использовании модели «убеждающей коммуникации»
PR-коммуникации, как отмечают исследователи в области Паблик Рилейшнз, также участвуют в конкурентной борьбе, ведущейся в информационной среде. При этом они выполняют четыре основные задачи:
1. Привлекают внимание целевой аудитории.
2. ...
|