Деятельность специалиста по социальной работе по социальной поддержке детей из неполных семей в Центре детского творчества
Страница 3
Статьи по социологии » Социальная поддержка детей из неполных семей в Центре детского творчества г. Асбеста » Деятельность специалиста по социальной работе по социальной поддержке детей из неполных семей в Центре детского творчества

Компонентами социальной адаптации детей из неполных семей являются:

– материальное положение семей,

– психологический климат в семье, детском объединении, Центре детского творчества в целом,

– степень удовлетворенность образовательным процессом и ожидания родителей и детей,

– социокультурная адаптация. Определяя общую культуру семьи необходимо учитывать уровень образования взрослого члена неполной семьи, поскольку он признан одним из определяющих факторов воспитания детей, а так же непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи.

– ситуационно – ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребенка, ее ситуационно – ролевой статус высокий; если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то – средний. В случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, ситуационно – ролевой статус низкий. На основе анализа структурных, функциональных характеристик семьи, а также индивидуальных особенностей ее членов, можно определить ее тип и сделать вывод об уровне социальной адаптации семьи в обществе [27, с. 170–175].

В зависимости от характера проблем специалист по социальной работе оказывает образовательную, психологическую и посредническую помощь.

Объектом воздействия социального работника могут быть ребенок, взрослые члены семьи и в целом вся семья.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального работника: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры одинокого родителя. К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; слепая любовь к ребенку, чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения и другое.

Просвещение родителей, которые в одиночку воспитывают детей, ведется по следующему кругу вопросов: педагогическая и социально – психологическая подготовка родителей к воспитанию детей. Роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам; значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери; методы педагогического воздействия на детей, формирования позитивных отношений между детьми и взрослыми; воспитание детей в неполной семье с учетом пола и возраста; социально – психологические проблемы воспитания «трудных» подростков; поощрения и наказания в воспитании детей; ошибки родителей в воспитании детей; трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития профессиональных склонностей и задатков детей; организация режима труда, отдыха, учебы в семье; нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей; приобщение к походам и занятию спортом и т.д. [27, с. 416].

Специалисту по социальной работе при оказании социальной поддержки детям из неполных семей необходимо разработать с родителем применяемые в его семье методы воспитания и определить наиболее адекватные.

Методы семейного воспитания можно разделить на 2 группы. В первую группу входят методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия. Данная группа методов включает в себя: метод уважения детской личности, и метод убеждения. Специалист по социальной работе, должен показать одиноким родителям через какие приемы может реализоваться этот метод. Ими могут быть: обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверительном разговоре, понимание, доверие, критика.

Вторую группу методов составляют методы педагогического и психологического воздействия воспитателя на личность ребенка в целях коррекции его сознания и поведения. Этими методами могут пользоваться родители, если у ребенка возникают какие-либо проблемы. В эту группу входят такие методы: метод обращения к сознанию, к чувству к воле поступку. Социальный работник показывает, через какие приемы реализуется данная группа методов. Обращаться к сознанию ребенка можно через пример, разъяснение, возбуждение психического состояния радости, актуализацию мечты, снятия напряжения в отношениях. К чувствам ребенка обращаются, через обращение к совести, чувству справедливости, состраданию и милосердию, страху и бесстрашию, а обращение к воле и поступку требует от специалиста внушения, упражнения, поощрения и наказания [1, с. 25].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Подобные статьи:

Управление профессиональным развитием социального педагога
Управление профессиональным развитием со­циального педагога можно рассматривать в трех плоскостях: 1.Формирование личностных качеств уровня базовых соци­альных установок (нравственно-психологическая плоскость). Это предполагает определен ...

Видовое единство человечества.
Несмотря на неоднократные попытки доказать, что человеческие расы представляют собой разные виды и даже разные роды, все же подавляющее большинство исследователей определяет человечество как единый вид. Видовое единство человечества може ...

Ступени развития семьи
Вопросы, которые изучал Ковалевский, большое значение имеет открытие великого закона эволюции, которым Ч. Дарвин обогатил биологию. М.М. Ковалевский подверг сомнению утверждения о беспорядочности общения полов (промискуитет и гетеризм), ...