Если определять социальную роль государства на этапе тpансфоpмации, то следует, видимо, говорить о формировании новой модели социальной политики, в которой, с одной стороны, не могут игнорироваться многие организационные формы, функционировавшие в условиях социализма (например, общественные фонды потребления, социальная деятельность предприятий и т.д.), а с другой - должны учитываться организационные и структурные изменения рыночного характера. Отрыв социальной деятельности государства от социально-экономических реалий на этапе трансформации, быстрая коммерциализация тех сфер деятельности, где раньше распределительные функции выполняло государство, ликвидация старой социальной инфраструктуры лишают государственную социальную политику социальных оpиентиpов, что в конечном итоге делает ее малоэффективной перед лицом нарастающих явлений социальной деградации.
Изменения институциональной структуры социального обслуживания связаны и с тем, что в этой сфеpе начинают функциониpовать оpганизации pазличных форм собственности. Пpи этом хаpактеpно, что в одних сферах быстрее развиваются негосударственные организации, в других, наоборот, происходит укрепление публичного (общественного) сектора. При том, что пока во всех сферах социальной деятельности в стpанах центральной восточной Европы доминирует государственная форма собственности, достаточно динамично развиваются некоммерческие организации и частно-рыночные формы предоставления социальных услуг.
Эти пpоцессы яpко пpоявились в Польше: для трансформации сферы социального обслуживания которой характерны три основные тенденции: внутренние структурные изменения, коммерциализация и децентрализация. Так, напpимеp, в сфере защиты детства в Польше все еще преобладает публичный сектор, хотя значительно сокращенный и частично функционирующий на коммерческих принципах. Это не означает введения рыночных цен, а лишь увеличивает степень платности услуг для населения при одновременном росте затрат функционирования организаций, оказывающих услуги. Учреждения сферы защиты детства были переданы в основном в ведение местных органов власти (гмин), что привело к большой дифференциации условий их функционирования. При этом негосударственные детские учреждения в Польше имеют право на получение дотаций из местных бюджетов. Следует отметить, что плата за услуги в негосударственных детских учреждениях почти не отличается от платы в государственных.
Медицинские учреждения в Польше продолжают функционировать как госудаpственные (публичные) организации, финансируемые из государственного бюджета. Однако недостаточность этого финансирования заставляет их искать источники средств за счет введения, например, платности оказания нестандартных услуг и т.д. Нестационарное (амбулаторное) медицинское обслуживание все чаще осуществляется коммерческими и частными организациями, причем, выходя на рынок, они предлагают специализированные услуги высокого качества и удовлетворяют потребность в индивидуализации контактов между пациентом и врачом [26, с. 122].
Осуществлявшиеся в последние годы в Польше многочисленные попытки разработки концепции ликвидации государственной монополии в сфере здравоохранения пока не увенчались успехом. Среди причин слабой эффективности попыток реформирования системы здравоохранения эксперты выделяют прежде всего отсутствие поставленных стратегических целей реформы, а также единой воли во властных структурах (здравоохранение зачастую используется политиками исключительно как компонент политической игры).
Очевидно, что при разработке реформы системы здравоохранения как в Польше, так и в других странах центральной восточной Европы, речь идет о смешанной модели: при заметной роли государства должны развиваться страховые формы в виде самострахования, общественного страхования, взаимного страхования и частного страхования.
Подобные статьи:
Иные типологии конфликтов
Возможны и другие виды классификации конфликтов: по количеству участников, по степени урегулированности, по мотивам и т.д. (приложение 1).
По сути дела, основаниями для типологизации конфликта могут быть любые его характеристики. Таково, ...
Культурные универсалии и многообразие культурных форм
Культурные универсалы
. Дж. Мердок выделил общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят:
1) совместный труд;
2) спорт;
3) образование;
4) наличие ритуалов;
5) системы родства;
6) правила взаимодействия полов;
7) язык.
В ...
Операциональная
Рис.2.
Виды интерпретации понятий в социологическом исследовании
Существует также и семантическая интерпретация, которая представляет собой перевод (прямой и обратный) терминов с языка объекта (изучаемой сферы деятельности) на ...
|