Формирование государственных минимальных социальных стандартов реализации социальных услуг строится на следующих принципах:
- соблюдение конституционных прав граждан РФ;
- экономическая и социальная обоснованность;
- использование международных критериев их установления;
- ответственность органов государственной и власти и местного самоуправления за их несоблюдение. Основными объектами государственной социальной стандартизации являются оплата труда, государственные пенсии, пособия и другие социальные выплату льготные бесплатные социальные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями, и другие гарантии социальной защиты. Государственные минимальные социальные стандарты включают следующие элементы (табл. 2).
Таблица 2 – Система государственных минимальных социальных стандартов
Сфера |
Социальные стандарты |
1 |
2 |
Оплата труда |
Минимальный размер оплаты труда; единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы |
Пенсионное
обеспечение |
Минимальные размеры государственных пенсий |
Образование |
Набор общедоступных бесплатных услуг образовательных учреждений финансируемых за счет средств госбюджета; нормы и нормативы предельной наполняемости классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения бесплатными образовательными услугами; нормы и нормативы социальной поддержки обучающихся; норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных высших ученых заведениях; |
1 |
2 |
Здравоохранение |
Перечень видов медицинской помощи, предоставляемой учреждениями здравоохранения бесплатно; набор общедоступных бесплатных услуг по оказанию амбулаторно-поликлинической, стационарной и скорой медицинской помощи, финансируемых за счет бюджетов различных уровней и фондов обязательного медицинского страхования; нормы и нормативы обеспеченности населения медицинской помощью |
Культура |
Набор общедоступных бесплатных услуг государственных и муниципальных учреждений культуры, финансируемых за счет бюджетов различных уровней; нормы и нормативы обеспеченности населения государственными и муниципальными учреждениями культуры, оказывающими общедоступные и бесплатные услуги |
Социальное обслуживание населения |
Набор бесплатных услуг государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, финансируемых за счет бюджетов различных уровней; нормы и нормативы обеспеченности населения услугами учреждений социального обслуживания населения |
Жилищно-коммунальное обслуживание населения |
Набор предоставляемых населению льготных жилищно-коммунальных услуг; нормы и нормативы минимального уровня жилищно-коммунального обслуживания населения, устанавливаемые органами исполнительной власти |
Не менее важной проблемой является оценка эффективности, результативности оказания отдельных муниципальных услуг. При ограниченности финансовых средств муниципальной власти постоянно приходится решать проблему, какие бюджетные услуги и в каком объеме предоставлять, а от каких отказываться. Результативность муниципальных услуг определяется с помощью показателей, характеризующих степень удовлетворения тех или иных потребностей населения или потери от отсутствия данной услуги. Самым важным индикатором такого рода служит увеличение или уменьшение количества обращений и жалоб населения на качество услуг.
Для отдельных видов услуг могут использоваться частные показатели результативности: время ожидания городского транспорта на остановке, периодичность вывоза бытовых отходов, температура в квартирах в отопительный период, расчетное время на устранение аварии в эксплуатации жилищного фонда, состояние городских дорог, время от вызова скорой помощи до момента ее прибытия и т. д. Эти показатели могут рассматриваться как муниципальные социальные стандарты. Органы местного самоуправления должны уметь оценивать результативность каждой услуги, соизмерять полученный результат с затратами на его достижение (т. е. оценивать эффективность оказания услуги) и на основе такого сопоставления производить выбор приоритетов.
Подобные статьи:
Социально-психологические особенности детей-сирот подросткового возраста
Подростковый возраст - последний период пребывания большинства детей в учреждении интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Воспитанники часто не готовы к лишению опеки и привычного образа жизни. Вот почему воп ...
Функции культуры
1. Коммуникативная. Связана с накоплением и трансляцией социального опыта, с передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной ин ...
Введение.
Отсутствие комплексных социологических исследований в сфере молодой семьи не позволяет выделить направления развития ее внутреннего потенциала, создать систему мер по подготовке молодежи к семейной жизни, организовать эффективную консульт ...
|