Необходимость оказания социальных услуг органами местного самоуправления
Страница 4
Статьи по социологии » Социальные услуги » Необходимость оказания социальных услуг органами местного самоуправления

Бюджетными называются такие муниципальные услуги, которые полностью или частично финансируются из местного бюджета. К ним относятся общественные ус­луги и большинство социально значимых услуг. В отдельных случаях бюджетными могут быть и некоторые частные услуги. Например, в ряде городов установлены льготы на услуга парикмахерских и бань для отдельных социальных групп. В этом случае бюджет должен компенсировать производителю услуги потери его доходов.

Для получения некоторых дорогостоящих услуг в качестве третьего источника финансирования (кроме тарифа и бюджетного финансирования) могут исполь­зоваться различные системы страхования, например медицинское страхование или страхование имущества от пожара.

Органы местного самоуправления должны держать под непосредственным уп­равлением или контролем услуги местных монополистов, а также все бюджетные услуги. Цены и тарифы на эти услуги должны быть регулируемыми, их нельзя отдавать во власть рыночной стихии. Так, муниципалитеты многих крупных за­рубежных городов сознательно финансируют потребление некоторых услуг, ко­торые могли бы быть оплачены потребителем, например, услуги общественного городского транспорта, снижением цен на которые (наряду с высокими тарифа­ми за парковку автомобилей) муниципальные власти борются с переполнением центров городов индивидуальным автотранспортом.

Необходимость экономии бюджетных средств на оказание муниципальных услуг делает злободневным вопрос об оценке объема оказанной услуги. Проблема не возникает, когда существует прямой измеритель услуги: размер жилой площади, счетчик расхода электроэнергии, газа, воды, использования телефона при повре­менной оплате и т. п. Однако часто прямого измерителя нет, и приходится прибе­гать к косвенным, в качестве которых могут использоваться:

- с человека (вода при отсутствии приборов учета воды);

- с установки (радиоточка, телефон при отсутствии повременной оплаты);

- за вход (городской транспорт, музей);

- с квадратного метра жилой площади (теплоэнергия при отсутствии счетчи­ка, вывоз мусора, лифт).

Выбор косвенного измерителя объема услуги не всегда очевиден и должен быть предметом анализа. Например, возможно услуги по вывозу бытовых отхо­дов или пользованию лифтом исчислять с человека. Использование косвенных измерителей часто бывает выгодно поставщику услуги, поскольку позволяет скрыть нерациональные расходы и производственные потери (например, тепла или воды в сетях). Поэтому везде, где только возможно, следует переходить на прямое измерение объема муниципальных услуг.

Важна также проблема распределения оплаты социальных услуг между раз­личными категориями потребителей. Здесь можно использовать два принципа [17, с. 97]:

1) принцип равенства — оплата производится по единому для всех тарифу, пропорционально потребленному ресурсу, либо по косвенному измерителю;

2) принцип справедливости — размер тарифа изменяется в зависимости от платежеспособности потребителей. Потребители с низким доходом платят меньше за единицу услуги. Для отдельных категорий граждан пользование той или иной муниципальной услугой может быть вообще бесплатным, хотя это и увеличивает нагрузку на других потребителей.

Государственные минимальные социальные стандарты — это государ­ственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмезд­ной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней, а также государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ. Минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов, называется минимальной бюджетной обеспеченностью.

Система государственных минимальных социальных стандар­тов используется для оценки уровня развития социальной сферы и формируется при определении финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на единой правовой базе и общих методических принципах. При разработке проектов бюджетов субъектов РФ и местных бюдже­тов начиная с 1997 г. ежегодно определяются финансовые норма­тивы их формирования на основе государственных минималь­ных социальных стандартов. При этом органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления до утверждения государственных минимальных социальных стандартов при разра­ботке соответствующих проектов бюджетов применяют уточнен­ные Правительством РФ социальные нормативы и нормы. При составлении бюджета каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели их функцио­нирования.

Нормативы финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг разрабатывает и ут­верждает федеральный орган исполнительной власти. При состав­лении проекта бюджета выделение средств конкретному главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению определяется с учетом нормативов финансовых за­трат на единицу предоставляемых государственных или муници­пальных услуг и задания на предоставление таких услуг.Нормативы финансовых затрат на предоставление государст­венных или муниципальных услуг используются при расчете финансирования государственного заказа на предоставление го­сударственных или муниципальных услуг, выполняемого госу­дарственными, муниципальными унитарными предприятиями и другими юридическими лицами. В этой связи особое значение имеет разработка планов развития государственного и муниципаль­ного секторов экономики, в том числе бюджетной сферы. Составной частью плана развития государственного сектора экономики федерального уровня является сводный план по глав­ным распорядителям бюджетных средств предоставления государ­ственных или муниципальных услуг бюджетными учреждениями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Подобные статьи:

Диагноз
Основная задача – установить степень влияния того или иного фактора на изменение объекта прогнозирования (например, степень влияния жилищных условий, или уровня доходов на социальное развитие молодой семьи в изучаемом ретроспективном пери ...

Анализ тенденций развития объекта прогноза
На этой стадии прогностического исследования проводится всестороннее изучение исходной информации. Ее достоверность и полнота являются необходимым условием разработки научно обоснованного прогноза. Здесь активно используются все аналитиче ...

Социокультурные условия формирования научных школ
В работе «Социокультурная динамика и эволюционизм», обобщая результаты целого ряда социологических исследований, П. А. Сорокин приходит к выводу о том, что основные факторы любых социальных изменений «находятся в самих социокультурных явл ...