Гарвардский исследовательский центр по креативному альтруизму.
Страница 1
Статьи по социологии » Любовь и альтруизм в социологии П. А. Сорокина » Гарвардский исследовательский центр по креативному альтруизму.

Гарвардский исследовательский центр по креативному альтруизму был официально открыт в феврале 1949г. В основу создания Центра были положены два основных предположения:

1. Ни один из существующих рецептов, как избежать международных военных конфликтов и гражданских войн, не может не только уничтожить, но даже заметно уменьшить эти конфликты. (2, 215) Под такими рецептами Сорокин подразумевает, прежде всего, политические средства. «Даже если завтра весь мир станет демократическим, всё равно войны и кровавые стычки не исчезнут, поскольку демократии оказываются не менее воинственными и неуживчивыми с соседями, чем автократические режимы». (2, 216) То же самое относиться и к образованию. Сорокин отмечает, что с ростом цивилизации число учебных заведений, процент грамотных и количество научных открытий лишь увеличивалось. Однако войн не становилось меньше. Напротив, в XX веке они достигли самого высокого уровня за все предшествующие 25 веков. То же можно сказать и о религии: даже если всех обратить в веру, то лишь единицы изменят своё поведение в сторону большей альтруистичности. (2, 215-216)

2. «Бескорыстная, созидательная любовь, о которой мы знаем всё ещё очень мало, потенциально является огромной энергией – настоящей тайной великой и завораживающей – при условии, что мы знаем, как производить её в изобилии, как аккумулировать и как использовать». (2, 217)

Исходя из таких двух гипотез, Центр начал научное изучение этой мало известной энергии. Сорокин понимал всю сложность предстоящей работы. Из-за несоответствия между сложностью изучаемой проблемы и ограниченными возможностями в материальном плане, т. к. правительство, крупные фонды и фирмы выделяют финансовые средства только на исследование тех вопросов, которые интересуют их самих, весь вклад в изучение этой проблемы становился лишь каплей в море. Тому, что Гарвардский исследовательский центр по креативному альтруизму просуществовал достаточно длительное время и достиг в изучении этого вопроса некоторых успехов, Сорокин по большей части был благодарен главе крупнейшей фармацевтической корпорации Эли Лилли, который совершенно безвозмездно пожертвовал на нужды центра несколько сотен тысяч долларов. (2, 217-224)

За время существования Центра все исследования велись в двух основных направлениях:

1) описание и формулирование рабочего определения бескорыстной созидающей любви и выяснении, каково положение с изучением данной проблемы в современной науке. Эти труды были опубликованы в книгах: «Разработки в области альтруистичной любви и альтруистичного поведения: сборник статей» (1950), «Восстановление гуманности» и «Альтруистическая любовь» (1950). В сборнике статей описываются основные аспекты, формы и наблюдаемые проявления любви показано место данной проблемы в современной науке и философии. А книга «Альтруистическая любовь» вобрала в себя характеристики всех христианских святых и пятисот современных американцев, которых люди считают «хорошими соседями». На этом же этапе были проведены исследования по проблеме энергии любви. Результаты были опубликованы в книге «Виды любви и её сила; типы, факторы и технические приёмы нравственного перевоплощения» (1954). Основной мыслью книги является утверждение, что бескорыстная, созидающая любовь – это сила, которая, если ею пользоваться с умом, способна: остановить агрессивные стычки между людьми и группами людей и превратить отношения из враждебных в дружеские. В ходе исследования было доказано, что любовь порождает любовь, а ненависть порождает ненависть. (2, 224-227)

2) были проанализированы и проверены экспериментально эффективность различных методов воспитания альтруизма, начиная с древних приёмов йоги, буддизма, дзен-буддизма, суфизма, православной соматофизики, заканчивая приёмами, изобретёнными отцами великих религий и основателями монашеских орденов, как западных, так и восточных и методами различных наук. (2, 227-230)

Пытаясь выяснить загадку, как и почему происходит альтруистическое перевоплощение личности, исследователи Центра провели детальный анализ этого процесса в жизни великих апостолов бескорыстной любви – Будды, Иисуса, св. Франциска Ассизского, Ганди и др. Поскольку им удалось стать живыми воплощениями любви, постольку совершенно очевидно, что они разгадали тайну альтруистической трансформации. В Центре изучались и использовались иудейские, христианские, мусульманские и буддистские пути повышения духовной и альтруистической потенции. Как методы развития характера они мотивировали людей преодолевать эгоизм и быть альтруистами. Техника альтруизации могла также улучшить более широкий социальный контекст отношений. Так, Марк Томпсон изучал развитие враждебности в студенческих группах. Он показал, что поддержка доброты по отношению к противнику преобразует враждебные отношения в благоприятные. Такие отношения изучались в психиатрической лечебнице, где в фокусе были пациенты и сёстры. Неизбежно напряжённость в ходе лечения снижалась, когда каждая сторона училась исполнять роль другой. Соучастие росло, и сёстры сменили клиническое бесстрастие на сострадание. Такие же усилия пациентов вели к снижению враждебности и лучше сказывались на лечении. Чем больше это длилось, тем лучше делалось состояние пациентов. Названные работы лишь примеры, далеко исчерпывающие размах трудов Центра и его вклад в эти проблемы. Сам Сорокин расширил и углубил обсуждение этих методик в нескольких книгах, включая «Пути и сила любви».

Страницы: 1 2


Подобные статьи:

Исследование социальной среды Православного детского приюта «Рождественский» в Козельском районе Калужской области
Для проведения данного исследования было осуществлено анкетирование в количестве 11 человек компании Православного детского приюта «Рождественский» в Козельском районе Калужской области. Анкетирование проводилось анонимно, при этом респон ...

Новое время (XV—XVII века)
Николо Макиавелли (1469—1527 гг.). Он первым из мыслителей нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение "Государь" как бы продол ...

Происхождение рас: теории моногенизма и полигенизма.
«В животном мире типичные «хорошие виды» (bonae species) отличаются от подвидов (рас) следующей совокупностью особенностей: 1) морфологические различия между видами обычно более велики, чем подвидовые, и число их больше, чем у подвидов; 2 ...