Футбольный фанатизм и несовершеннолетние преступники
Страница 2
Статьи по социологии » Футбольный фанатизм » Футбольный фанатизм и несовершеннолетние преступники

События на Манежной площади в Москве 9 июня 2002 года, после футбольного матча Россия – Япония, ярко продемонстрировали не только масштабы противоправной деятельности футбольных болельщиков, но и существование в обществе сравнительно нового социального феномена – футбольного фанатизма. Его размах и формы криминальных проявлений в последние годы вышли за рамки латентной «зоны» с весьма ограниченными возможностями для криминологического мониторинга. Повышение интереса у населения к футболу опосредованно отразилось на увеличении не только поклонников данного вида спорта, образованием их организаций и объединений, но и росте числа неформальных молодежных организаций спортивных фанатов с антисоциальной направленностью и расширением сфер их противоправной деятельности.

Некоторые авторы в преступлениях, совершаемых футбольными болельщиками, видят особую разновидность массовых беспорядков, связанных с многочисленными разрушениями, ранениями и гибелью людей. Бесчинства спортивных болельщиков на стадионах и вне их до и после футбольных матчей – это реальность не только дальнего зарубежья. Россия не первое и не единственное государство, столкнувшееся с данной проблемой. Орущие толпы футбольных фанатов, разбитые стекла автобусов и опрокинутые автомобили, погромы поездов, акты насилия, уничтожение и повреждение чужого имущества, вандализм становятся прогнозируемыми и привычными «спутниками» спортивных мероприятий. Данный аспект проблемы свидетельствует о существовании достаточно важной задачи – минимизации (а как максимум – преодоления) негативных явлений, связанных с проведением спортивных мероприятий, самым опасным среди которых является активный, деятельный фанатизм, принимающий форму тяжких преступлений против личности и общества.

В настоящее время российский футбольный хулиганизм стоит на распутье. Дело в том, что пока эта огромная разрушительная сила сама по себе. В основных акциях футбольных хулиганов нет никакой политической окраски – все они происходят под знаменем футбольного насилия. Но всё же, только за последнее время много было сказано про погром в Царицыно, где группа «бритоголовых» разгромила рынок, много людей получили травмы и увечья. Среди участников погрома были и футбольные хулиганы. Но нельзя не учитывать, что футбольный фанатизм – явление социально широкое и открытое. Оно не имеет никаких фильтров, которые отсеивали бы представителей той или иной субкультуры. Вещи, которые происходят по вине тех или иных футбольных хулиганов вне околофутбольных событий, нельзя однозначно списывать на футбольный фанатизм. Было несколько футбольных хулиганов среди погромщиков в Царицыно. Но ведь при этом они выступали исключительно как скинхеды – ультрарадикалы. Это не были футбольные фанаты, в данном случае они выступали как представители другой культуры. К примеру, среди футбольных фанатов есть люди, занимающие очень высокое социальное положение, даже директора банков.

При этом всевозможные политические силы всячески стараются привлечь к себе внимание футбольных фанатов. Никто не делает секрета из того, что в свое время Владимир Жириновский старался всячески произвести впечатление на футбольных фанатов. На его деньги проводились выезды фанатов московского «Динамо», оплачивался перевод и публикация в России культовых книг по фанатской культуре. С фанатами старается работать молодежная организация «Идущие вместе», преследующая не совсем понятные цели. «Идущие вместе» спонсируют фанатские группы, старается всячески привлечь их на свою сторону.

Сами футбольные хулиганы часто говорят о своей аполитичности, при этом зачастую являясь носителями ультраправых взглядов. Так часть фанатов «Спартака» относится к их числу праворадикалов. До недавнего времени фанаты ЦСКА, наоборот, отличались некоторым интернационализмом. До конца 90-х годов человек ультраправых взглядов почти со 100-процентной вероятностью становился фанатом «Спартака». В наше время обстановка несколько изменилась: все болельщики ЦСКА называют себя патриотами своей Родины. В день победы ЦСКА в финале Кубка России, 12 мая этого года, в СМИ прошла информация о том, что фанаты ЦСКА прошли маршем по Арбату, разбивая на своем пути стекла ларьков и витрины «Макдональдса». Как позже выяснилось, все погромы произвели примкнувшие к маршу армейцев «бритоголовые», коих фанаты ЦСКА старались успокоить. Эту версию озвучил президент ПФК ЦСКА Евгений Гинер и подтвердили многие очевидцы произошедшего. Что касается фанатов «Спартака» то у них наблюдается несколько иная картина.

Страницы: 1 2 3 4


Подобные статьи:

Социологическое наблюдение: общая характеристика метода
Принято считать, что метод наблюдения пришел в социологию из антропологии — науки о дописьменных культурах и племенах. Антропологи наблюдают образ жизни, социальные отношения и взаимодействие, обычаи, нравы и традиции забытых и малочислен ...

Деловой спор
В ситуациях этого типа между участниками возни­кают разногласия по какому-то определенному вопросу, как правило, конкретному, связанному с их совместной деятельностью. Это может быть столкновение точек зрения по поводу того, какое техниче ...

Изучение пола в отечественной науке в дореволюционный период и в первые годы советской власти
Ученые в России отмечали, что чисто медицинское понимание, хотя оно и составляет ядро науки о поле, не может объяснить многочисленные отношения половой жизни к разным областям человеческого существования, поэтому предпринимали попытки исс ...