Сущность, структура и функции культуры.
Страница 4

Как уже говорилось, культура не только явление историческое, но и социальное. Действительно каждая социальная группа имеет свои культурные запросы и свой культурный уровень. Но если отойти от классового подхода к изучению культуры и сделать более обобщающие ее оценки, то можно увидать, что в каждом обществе существует элитарная культура (т.е. культура наиболее интеллектуальной части населения) и культура, которую мы называем народной, в смысле доступной и осознаваемой основной массой населения.

Кроме того, в каждой национальной культуре можно выделить и так называемые субкультуры. В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура - это подкультура или культура в культуре.

Следует различать традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры. К традиционалистским относятся профессиональные субкультуры, возникающие как позитивная реакция на потребности общества. Появление инновационно-авангардных субкультур связано с отрицанием «базовой» культуры общества. Для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам «базовой» культуры, используется термин «контркультура» (например, некоторые молодежные субкультуры).

Под субкультурой часто понимается культура какой-либо социальной или демографической группы; выделяются также субкультуры основных этапов жизненного цикла: детская, молодежная, культура пожилых.

К субкультурам относятся также маргинальные культуры. Маргинальность - понятие, указывающее на промежуточность, неадаптивность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами. Первоначально этот термин использовался для обозначения социально-психологических последствий неполной адаптации мигрантов из сельских районов к требованиям городского образа жизни. Впоследствии термин приобрел более широкое значение. К маргинальным, например, относят «культурные гибриды», оказавшиеся между доминирующей социальной группой, не принимающей их полностью, и группой происхождения, отталкивающей их. Под маргиналами также понимают индивидов, утративших социальные связи и не вписавшихся в определенную социокультурную ситуацию (например, «бомжи»).

В то же время, каждая нация, каждый народ имеет свою общую, присущую только им культуру. Все они создавали культуру соответственно условиям жизни, своим нуждам. Но мир настолько тесен, что культуры различных народов и национальностей на протяжении многовековой истории человечества не только соприкасаются, но и воздействуют друг на друга, взаимообогащают и даже могут сливаться, создавая новые культурно-исторические общности, или как еще их называют культурно-исторические типы. Богатство культуры создавалось всем населением земли, а связи, взаимообмен, взаимовлияние делали культуру отдельных народов частью общего достояния человечества.

Страницы: 1 2 3 4 


Подобные статьи:

Специфика системного подхода в исследовании социально-экономических и политических процессов
Важным логическим основанием системного анализа является учет многообразия систем, выделение основных их видов по разным критериям. В современной науке существует следующая классификация систем: прежде всего, все системы можно разделить н ...

Рекомендации специалиста по социальной работе семье, социальным педагогам, педагогам
Выводы, к которым мы пришли, позволяют сделать следующие рекомендации: 1. Необходимо помнить, что каждый "проблемный" подросток индивидуален и по своим особенностям, и по характеру трудностей, испытываемых им, а также по социал ...

Социально-педагогические технологии в процессе социальной защиты, социализации и реадаптации безнадзорных детей и детей-сирот
Социально-педагогическая деятельность может реализовываться в виде социально-педагогической технологии– одного из сложившегося на основе предыдущего опыта или выявленного пути достижения определенной социально-педагогической цели. Техноло ...