Теоретический анализ социальных представлений и подросткового возраста. Концепции социальных представлений
Страница 4
Статьи по социологии » Представления учащихся и студентов об употреблении спиртных напитков » Теоретический анализ социальных представлений и подросткового возраста. Концепции социальных представлений

2) "объектификация" незнакомое и абстрактное трансформируется в нечто конкретное, знакомое здравому смыслу. Может осуществляться в формах персонализации (попытка привязать понятие к какой-нибудь личности, более или менее "знакомой"), фигурации (содержание незнакомого понятия привязывается не просто к имени кого-либо, а к некоторой формуле, связанной с этим именем);

3) "натурализация" - принятие полученного "знания" как некоторой объективной реальности.

В рамках концепции социальных представлений сложились следующие направления анализа социальных представлений:

1) на уровне индивидуальной картины мира социальное представление рассматривается как феномен, разрешающий напряженность между привычным и новым содержанием, адаптирующий последние к уже имеющимся системам представлений с помощью так называемых "моделей закрепления" и превращающий необычное в банальное;

2) на уровне малой группы социальное представление выступает в концепции социальных представлений как феномен рефлексивной активности во внутригрупповом взаимодействии, выражающегося в конструировании субъектом представления о себе как о человеке, более соответствующем требованиям ситуации, чем другие люди;

3) в плане межгрупповых отношений социальное представление понимается как элемент рефлексивных отношений между группами, детерминированный, с одной стороны, общесоциальными факторами, с другой - частноситуативными особенностями взаимодействия;

4) на уровне больших социальных групп создан подход к изучению элементов обыденного сознания [11, с. 44].

Подводя итог по поводу значения концепции социальных представлений в психологии можно отметить, что социальные представления не только расширяют спектр тех социальных явлений, построение образа который отдельным индивидом можно лучше понять, но и осуществляется переход от индивидуального сознания к массовому сознанию. Классическое определение социального представления дано С. Московиси. Он понимает под социальным представлением сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в повседневной жизни в ходе межличностной коммуникации.

Анализ литературы показал, что социальные представления – инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку представление вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям. Поскольку мы рассматриваем представления о профессионально-важных качествах, следует перейти к характеристике понятия профессионально-важные качества в психолого-педагогической литературе.

Страницы: 1 2 3 4 


Подобные статьи:

Государство – ведущее звено политической системы
Главное в политических отношениях — вопрос о власти, прежде всего государственной. Используя рычаги этой власти, органы государства решающим образом воздействуют на все другие звенья политической системы общества. Государство выступает пр ...

Причины безработицы и ее формы
Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица – временная незанятость экономически активного населения. Причины данного явления разнообразны: - структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых техноло ...

Аналитическая группировка совокупности регионов
Построим аналитическую группировку совокупности регионов по среднедушевым денежным доходам, исходя из данных полученных выше. Для этого распределим значение среднедушевых денежных доходов по группам и произведем расчеты групповых и общих ...