2) "объектификация" незнакомое и абстрактное трансформируется в нечто конкретное, знакомое здравому смыслу. Может осуществляться в формах персонализации (попытка привязать понятие к какой-нибудь личности, более или менее "знакомой"), фигурации (содержание незнакомого понятия привязывается не просто к имени кого-либо, а к некоторой формуле, связанной с этим именем);
3) "натурализация" - принятие полученного "знания" как некоторой объективной реальности.
В рамках концепции социальных представлений сложились следующие направления анализа социальных представлений:
1) на уровне индивидуальной картины мира социальное представление рассматривается как феномен, разрешающий напряженность между привычным и новым содержанием, адаптирующий последние к уже имеющимся системам представлений с помощью так называемых "моделей закрепления" и превращающий необычное в банальное;
2) на уровне малой группы социальное представление выступает в концепции социальных представлений как феномен рефлексивной активности во внутригрупповом взаимодействии, выражающегося в конструировании субъектом представления о себе как о человеке, более соответствующем требованиям ситуации, чем другие люди;
3) в плане межгрупповых отношений социальное представление понимается как элемент рефлексивных отношений между группами, детерминированный, с одной стороны, общесоциальными факторами, с другой - частноситуативными особенностями взаимодействия;
4) на уровне больших социальных групп создан подход к изучению элементов обыденного сознания [11, с. 44].
Подводя итог по поводу значения концепции социальных представлений в психологии можно отметить, что социальные представления не только расширяют спектр тех социальных явлений, построение образа который отдельным индивидом можно лучше понять, но и осуществляется переход от индивидуального сознания к массовому сознанию. Классическое определение социального представления дано С. Московиси. Он понимает под социальным представлением сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в повседневной жизни в ходе межличностной коммуникации.
Анализ литературы показал, что социальные представления – инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку представление вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям. Поскольку мы рассматриваем представления о профессионально-важных качествах, следует перейти к характеристике понятия профессионально-важные качества в психолого-педагогической литературе.
Подобные статьи:
Учреждения здравоохранения и основные направления социально-медицинской
работы
Здравоохранение представляет собой важнейшую отрасль социально-культурной деятельности, основной целью которой является осуществление мер по охране здоровья населения. Отечественная система здравоохранения состоит из государственной, муни ...
Становление и развития методики опросов общественного мнения в США
Гэллап является одним из крупнейших социологов 20 века, ему принадлежит заслуга в соединении европейских и американских социологических и социально-психологических традиций изучения сознания с индустриальной организацией процесса сбора и ...
Личностные особенности конфликтующих
Нередко конкретные ситуации создают своего рода преграды на пути удовлетворения наших стремлений, желаний, интересов. Со многими из них мы спокойно миримся, считая их естественными и неизбежными. Проблема начинается тогда, когда эти прег ...
|