В психологическом словаре, выпущенном под редакцией В.П. Зинченко представление понимается как наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти или воображении [9, с. 243].
Поскольку представления возникают в отсутствие относящихся к ним объектов, они обычно менее ярки и детальны, чем восприятие, но в то же время более схематизированы и обобщены. В них отражаются наиболее характерные наглядные особенности, свойственные целому классу сходных объектов [21, с. 244].
Поскольку представления – это наглядный образ, целесообразным будет раскрыть понятие образ.
Образ – это чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику. Образ – важнейший компонент действий субъекта. Ориентирует его в конкретной ситуации, направляет не достижение поставленной цели и разворачивает действия в пространстве и времени [21, с. 213].
Конева Е.В. рассматривает представление как процесс оперирования вторичными образами, т.е. образами предметов и явлений без наглядной основы. Уровень развития представлений оказывает значительное влияние на характер профессионализации человека. Это объясняется тем, что эталоны правильности выполнения действий, критерии точности операций и другие характеристики профессиональной деятельности хранятся, в основном, на уровне вторичных образов, т.е. представлений [18, с. 114].
Следуя взглядам Коневой Е.В., возможно сделать вывод о том, что профессионализм проявляется в связи с уровнем сформированности эталонов эффективности и качества деятельности, которые хранятся в виде представлений и в процессе освоения деятельности образы представлений совершенствуются, помогают субъекту труда настроиться на результат, предвидеть его показатели.
Мы рассматриваем представление как инструмент анализа элементов социального мира, в частности, профессионально-важных качеств. Исходя из этого, необходимо раскрыть понятие "социальное представление" и основные концепции социальных представлений в современной психологии.
Существует ряд теорий "социальных представлений". Наиболее разработанной является теория "социальных представлений" С. Московиси. Данная теория была принята большинством исследователей французской школы (Ж.П. Кодол, Д. Жоделе и др.).
Сущность теории "социальных представлений" выражена, прежде всего, в ее общей направленности. Поэтому первая задача теории "социальных представлений" – установить взаимосвязь между когнитивными процесса человека и социальными макропроцессами [1, с. 207].
Ключевым понятием концепции является понятие социального представления, заимствованное из социологической доктрины Э. Дюркгейма. Одним из устоявшихся определений понятия "социальное представление" является трактовка данного феномена как специфической формы познания, знания здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которых социально обусловлены. Согласно С. Московиси, социальные представления - это обобщающий символ, система интерпретации, классификации явлений. Именно здравый смысл, обыденные знания, folk-science (популярная наука), по мнению С. Московиси, открывают доступ к фиксации социальных представлений. Р. Харре считает, что социальные представления есть версия теорий, являющихся составной частью убеждений и практик, разделяемых индивидами. Таким образом, можно говорить, что данные теории (социальные представления) упорядочиваются вокруг одной темы, имеют схему классификации, описания, объяснения и действия. Кроме того, как отмечает А. В. Овруцкий, можно предположить, что эти теории содержат серии примеров, предназначенных для их иллюстрации, ценности, соответствующие им модели поведения, а также клише, служащие для припоминания этой теории, распознавания ее истоков и дифференциации от других [18, с. 89].
Подобные статьи:
Предоставление государственной услуги по социальной
и психологической поддержке безработных в Белгородской области
Одной из государственный услуг, оказываемых управлением по труду и занятости населения Белгородской области является психологическая и социальная поддержка безработных.
В центрах занятости в качестве одной из основных форм психологическо ...
Методы изучения взаимосвязи между явлениями
Многофакторный корреляционно-регрессионный анализ основывается на уравнение регрессии.
При многофакторном корреляционно-регрессионном анализе существуют следующие показатели тесноты связи:
1. Коэффициент эластичности показывает, на ...
Приложения
Приложение 1
Вопросы, использованные при проведении анкетирования
Для начала расскажите, пожалуйста, немного о себе
1. Удовлетворены ли Вы в целом своей жизнью?
1) Вполне удовлетворен.
2) Скорее удовлетворен, чем нет.
3) Не могу ска ...
|