Как показало исследование феминизации бедности, распространились и другие формы гендерной дискриминации женщин в семье, связанные с экономическими факторами, например, лишение женщин возможности распоряжаться совместными или собственными доходами и собственностью, получить независимое экономическое положение, учиться и работать. Многие сельские женщины даже не знают, что они тоже являются собственниками земли, которую получила их семья. Еще большее удивление у них вызывает тот факт, что при выходе замуж дочь имеет право на определенную долю находящейся в семейной собственности земли (или ее компенсацию). В целом, это усиливает экономическую несостоятельность женщин и обуславливает их зависимость от мужчин.
Особо опасным является тот факт, что практически все мужчины-респонденты в исследовании феминизации бедности не считают указанные дискриминационные обычаи семейным насилием, что свидетельствует о глубоком укоренении в их сознании патриархального мировоззрения. Это подтверждает и проведенное ранее с участием автора исследование (2000-2002гг.), в котором из 770 опрошенных школьников сельских школ 57% считают, что насильственная кража невест – это нормальный кыргызский обычай. Более того, как указывает Г.К. Ибраева, некоторая часть женщин из молодой генерации мусульманок демонстрирует готовность отказаться от собственных интересов, чувств и служить родовым, семейным интересам, например, вступить в брак по договору родителей, что является индикатором радикального процесса десубъективизации, отражающим сущность вновь воссоздаваемого патриархального уклада с сетевым родовым взаимодействием.
Изучая процесс гендерной социализации личности, Б.Г. Тугельбаева также приходит к выводу, что сложившаяся система социализации личности в Кыргызстане, репродуцируя существующие представления о системе властных отношений в семье, несет в себе элементы гендерной дискриминации, обусловливающей неравенство возможностей личностной реализации женщин и мужчин. Это неизбежно порождает новые противоречия при изменении статуса женщин и мужчин в современных общественных отношениях, включая семейные, которые в совокупности с другими криминогенными факторами (пьянством, наркотизацией населения, безработицей, растущей теневой экономикой и др.) могут приводить к формированию девиантного поведения и совершению преступлений.
На наш взгляд, вызывая ломку традиционной системы гендерных ролей и стереотипов и серьезно влияя на психологию и поведение мужчин и женщин, процесс преодоления гендерного неравенства, уже сопровождается значительными издержками в виде усиления криминальной активности женщин в семье. На рост тяжкой насильственной преступности среди женщин в семейных отношениях, указывают российские и казахстанские исследователи. Если во второй половине 70-х годов соотношение между жертвами-женщинами и жертвами-мужчинами в семье было приблизительно 7:1, то в 90-х годах это соотношение уменьшилось до 3:1. К настоящему моменту, например, в России в составе семейно-бытовых преступников, совершивших убийство, удельный вес женщин почти в два раза выше, чем в целом по всему контингенту преступников. Но вместе с тем, убийства и причинение телесных повреждений женщины совершают в большинстве случаев в результате виктимного, провоцирующего поведения потерпевших, в лице которых обычно выступают мужья и сожители виновных. Как показали результаты проведенного нами исследования, в Кыргызстане часто в основе насильственных преступлений, совершаемых женщинами в семье, лежит длящийся годами «тлеющий конфликт», получивший свое начало при принудительном вступлении женщины в брак. То есть насилие, испытанное женщиной в начале семейной жизни, может стать основой ее будущего насильственного преступного поведения.
Подобные статьи:
Функции и элементы политической системы
Основные функции данной системы заключаются в регулировании весьма широкой совокупности политических отношений между социальными группами и национальными общностями, а также между государствами. В рамках данных отношений совершается деяте ...
Основные теоретические подходы в исследовании культуры
1. Функционализм. Представители – Б. Малиновский, А. Ратклифф-Браун.
Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются с точки зрения их места в ц ...
Равная ценность мужа и жены пред Богом
"Самая большая ценность в мире – это человеческая душа. Господь так высоко ценит душу человека, что отдал Свою жизнь для того, чтобы каждый имел возможность вечного пребывания в гармоничном общении со своим Творцом" [3,С.242]. & ...
|