Образование как социальный институт
Страница 2
Статьи по социологии » Социальные институты » Образование как социальный институт

Третья важная перемена, способствовавшая расширению системы обучения, была связана с развитием самого института образования. Когда институт укрепляет свое положение, образуется группа, объединенная общими законными интересами, которая предъявляет свои требования к обществу – например, относительно повышения своего престижа или материальной поддержки со стороны государства. Образование не является исключением из этого правила.

Характерной особенностью образования в современных промышленно развитых странах является то, что начальное образование рано или поздно становится обязательным и бесплатным.

Как социальный институт образование формируется в ХІХ веке, когда появляется массовая школа. В 20 веке роль образования постоянно возрастает, растет формальный уровень образования населения. В развитых странах подавляющая часть молодежи заканчивает среднюю школу (США – 86% молодежи, Япония – 94%). Растет отдача от образования. Прирост национального дохода за счет вложения в сферу образования достигает 40–50%. Увеличивается доля государственных расходов на образование. Для характеристики уровня образованности населения используется такой показатель как количество студентов на 10 тыс. населения. По этому показателю лидирует Канада – 287, США – 257, Куба – 239. В Украине этот показатель в последние годы возрастает, если в 1985–86 уч. г. на 10 тыс. приходилось 167 студентов, то в 1997–98 уч. г. – 219. Это происходит за счет развития сферы частного образования и расширения платного образования в государственных вузах,

В целом образование призвано передавать от поколения к поколению ценности господствующей культуры. Однако эти ценности изменяются, поэтому содержание образования также претерпевает изменения. Если в древних Афинах главное внимание уделялось изящным искусствам, то в Древнем Риме главное место занимала подготовка военачальников и государственных деятелей. В средние века в Европе образование концентрировалось на усвоении христианского учения, в эпоху Ренессанса опять наблюдался интерес к литературе и искусству. В современных обществах упор в основном делается на изучении естественно-научных дисциплин, а также большое внимание уделяется развитию личности, то есть гуманизации образования.

Функции образования:

1. Социально-экономическая функция. Подготовка к трудовой деятельности рабочей силы разного уровня квалификации.

2. Культурная. Обеспечивает передачу культурного наследия от одного поколения другому.

3. Социализирующая функция. Приобщение личности к социальным нормам и ценностям общества,

4. Интеграционная функция. Приобщая к единым ценностям, обучая определенным нормам, образование стимулирует единые действия, объединяет людей.

5. Функция социальной мобильности. Образование выступает каналом социальной мобильности. Хотя в современном мире и сохраняется неравный доступ к образованию. Так, в США из семей, имеющих доходы ниже 10 тыс. дол., в вузы поступают 15,4% детей, свыше 50 тыс. дол. – 53%.

6. Функция отбора. Существует отбор детей в элитные школы, их дальнейшее продвижение.

Страницы: 1 2 3


Подобные статьи:

Социологический аспект рассмотрения игрушек
Во второй главе хотелось бы поговорить о социологическом значении игрушек в обществе. Как известно, игрушки несут в себе не только развлекательную функцию, но и обучающую, социализирующую. «Л.Г. Оршанский справедливо отмечал: «Нельзя в и ...

Значение социального обеспечения для различных групп населения.
Экономические преобразования и трансформация структуры собственности привели к заметным изменениям и снижению экономической активности населения. Население достаточно критично оценивает реализацию государством социальной функции. К причин ...

Анализ технологии социального обеспечения в России.
Процесс реформ в России привел к существенным изменениям структуры собственности. Эти причины вызвали коренные преобразования в сфере социального обеспечения. В нынешних экономических условиях население подвергается каждодневным социальны ...