Принципы, функции и методы деятельности социального работника в пенитенциарных учреждениях
Страница 3
Статьи по социологии » Становление социальной работы в пенитенциарных учреждениях » Принципы, функции и методы деятельности социального работника в пенитенциарных учреждениях

Вторую группу составляют осужденные, имеющие несколько социальных проблем объективно разрешимого свойства (распавшаяся семья, отсутствие профессии или невозможность заниматься определенным видом деятельности, неблагоприятное микроокружение и т.д.). Для этого после проведения социальной диагностики необходимо включение осужденного в общественно полезные виды деятельности, восстановление различными путями позитивных связей с родственниками, целевое консультирование о способах преодоления трудностей, периодическая поддержка и актуализация личностных ресурсов по самосовершенствованию. llm rag

В третью группу включаются лица, имеющие кроме осуждения одну или несколько несложных социальных проблем, как правило, возникающих и преодолевающихся в период отбывания наказания. К ним относятся необходимость оформления документов, удостоверяющих личность (паспорта, доверенности), разрешающих имущественные вопросы (свидетельства, завещания), пенсий, страховок; содействие в устройстве на работу, поступление на учебу и продолжение образования в вузах; восстановление родительских прав, установление опеки; подготовка материалов для улучшения условий отбывания наказания, помилования, условно-досрочного освобождения; содействие в получении необходимых медикаментов, очков, протезов, а также специализированном лечении. При этом специалист по социальной работе в основном выполняет функции консультанта и посредника, а помощь носит ситуативно-эпизодический характер и прекращается после удовлетворения потребности осужденного.

Еще одну (четвертую) группу осужденных составляют лица, не имеющие сложных социальных проблем, кроме осуждения и содержания в местах лишения свободы, или способные преодолеть их самостоятельно. Будучи самодостаточными людьми, они часто входят в секции социальной помощи самодеятельных организаций осужденных, либо проводят волонтерскую социальную работу по принципу «равный помогает равному» с другими лицами, нуждающимися в непрофессиональной помощи. Пенитенциарная социальная работа с этой группой осужденных может быть сведена к формированию и содействию в реализации перспективных жизненных планов, а также стимулированию позитивного развития и готовности к полноценной жизни на свободе.

Прежде всего необходимо сказать о методах наблюдения за преступностью. В описании методов наблюдения можно опираться на представления немецкого ученого Г. Шнайдера, в соответствии с которыми поскольку непосредственное наблюдение за преступностью невозможно, следует использовать методы непрямого исследования. Одной из форм опосредованного наблюдения является интервью, которое берут у преступников. Интервью как средство исследования представляет собой планомерную деятельность с научными целями в ходе, которой интервьюируемый с помощью ряда научных вопросов побуждается к сообщению вербальной информации. Для проведения данного метода важна именно деятельность социального работника, который может установить доверительные, равные отношения с осужденными.

С помощью интервью, как правило, изучают «преступную карьеру» личности, которая строится преимущественно на личностных особенностях и свойствах характера, которые не поддаются объективной оценке. Делать выводы о личности осужденного, составлять типологии и классификации последней возможно лишь на основе сравнительного метода, метода эмпирических наук, когда результаты исследования будут лишь тогда подлинными, когда они будут повторяться в результатах различных исследований. На основе данных родовых методов изучения преступности можно выделить конкретные методы и модели деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере, опирающиеся на нравственно-гуманистические основы и принципы. Западные ученые выделяют несколько основных методов деятельности социальных работников с осужденными. Это модель или метод справедливости, метод воспитательного воздействия включающий различные модели: общинная и групповая терапия, трансактный анализ, воздействие реальностью окружающего мира, модификация поведения.

Страницы: 1 2 3 4


Подобные статьи:

Основные направления специалиста по социальной работе с подростками, склонными к употреблению спиртных напитков
В подростковом возрасте, начиная с 11 лет, взрослые утрачивают свое влияние на ребенка, и все большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем, чем ниже социальный статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит ...

Восприятие конфликта
Любая жизненная ситуация обязательно отличается от ее восприятия людьми. В целом, восприятие характеризуется определенным искажением, отражающим субъективное осознание реальности. В основе субъективного отражения действительности лежат: ...

Пути минимизации безработицы в России
При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и н ...