Исторически первичная цель
исправительной системы, основанной на представлении о том, что злодеяние есть
всегда злоумышление, состояла в исполнении наказания. Когда конкретная форма
мести общества повлекла за собой лишение свободы, общество защитило себя путем
изоляции преступника.
К сожалению, защита общества,
вторая цель наказания, действует лишь на ограниченный период времени, в течение
которого преступник зачастую еще больше укрепляется в своем криминальном
поведении. Эта точка зрения поддерживается неизменно высокими показателями
рецидивов, достигающих в среднем 66%.
Третья цель пенитенциарной
системы, устрашение, основанное на представлении о том, что наказание
преступника будет служить негативным примером для других, тем самым снижая
вероятность совершения подобных деяний. К сожалению, исход криминальных
действий сопряжен с большой неопределенностью; неизвестно, насколько хорошо
работает устрашение.
Последней целью
исправительной системы, лишь отчасти связанной с традиционными представлениями
о возмездии, защите и устрашении, является реабилитация преступника. На этом
фоне Российская пенитенциарная система отличается низкой эффективностью и
практически нулевым воспитательным потенциалом, что противоречит главной цели
ее деятельности – перевоспитанию преступников. Об этом наглядно свидетельствует
статистика. Так с 1976 по 1993 год, преступность возросла на 239%. Очень велика
рецидивная преступность. Рост рецидива за 1991 по 1995 гг. составил почти
65%; из числа рецидивистов в 1996 г., каждый пятый совершил новое преступление
отбывая наказание.
Пенитенциарная история учит:
кара не всесильна. Эффект жестких мер как основной доминанты социальная защита
носит кратковременный и пагубный для общества, а особенно личности осужденного
характер. Многовековой интернациональный опыт борьбы с преступностью,
оптимизации уголовного наказания, доведение до совершенства механизма и условий
его исполнения убеждают в необходимости системного подхода к проблеме,
опирающегося на весь позитивный потенциал общества по отстаиванию интересов всех
и одновременно каждого гражданина. Вместо дискредитировавшей себя практики постоянного
реагирования на ситуацию в мире и особенно в Европе, наиболее прогрессивной
признана ориентация на проблему человека в социуме, политику по искоренению
возможности возникновения для личности самой трудной, кризисной, а затем и
криминогенной ситуации, ведущей к асоциальному или преступному поведению.
Тюрьмы и колонии переполнены,
они являются рассадниками различных «социальных» болезней. За последние пять
лет уровень заболеваемости открытой формой туберкулеза в исправительных
учреждениях увеличился в шесть раз. Вопросы в исследовании данного феномена
связаны с компетентностью врачебного персонала и администраторов.
Повсеместно происходит
нарушение прав и свобод заключенных со стороны персонала исправительного
учреждения. Действующая пенитенциарная система основана именно на приоритете
наказания и репрессивных мер по отношению к осужденным. Ориентация карательной
системы на преимущественное лишение свободы привела к кризису пенитенциарной
системы. Для решения данной проблемы и преодоления кризиса пенитенциарной
системы следует усовершенствовать структуру исправительной системы ввести
институт пенитенциарной социальной работы, опирающейся именно на
нравственно-гуманистический характер деятельности по отношению к осужденным.
Ситуация осложняется тем обстоятельством, что современная теория социальной работы
находится на этапе становления.
Независимые исследования
свидетельствуют, что средний заключенный регулярно сталкивается с многочисленными
нарушениями своих конституционных прав. В ряде исследований делается вывод о
том, что это является следствием самой природы пенитенциарной системы с ее
тотальным контролем над индивидуумом и дегуманизирующим влиянием как на
персонал, так и на заключенных.
Несмотря на очевидную
необходимость и высокую значимость, социальная работа с осужденными в России как
самостоятельный вид профессиональной деятельности находится в стадии
первоначального осмысления и формирования: идет накопление научных знаний и
практического опыта об этом феномене, однако отсутствует система, научно
обоснованные концептуальные и методические разработки, а также кадры
специалистов, способных ее обеспечивать.
Без преодоления отмеченной
«теоретической недостаточности» наладить эффективную работу пенитенциарной
системы ориентированной на перевоспитание преступивших закон и становление их в
качестве полноценных членов общества затруднительно.
Проблема
Поиск новых гуманистических
принципов и методов социальной работы в Российской пенитенциарной системе.
Объект
Пенитенциарная система
Российской Федерации и становление пенитенциарной социальной работы.
Предмет:
Исторический контекст
становления социальной работы в исправительных учреждениях. Сущность, принципы,
закономерности и методы социальной работы с осужденными.
Цель:
Выявить основные
теоретические подходы к построению профессиональной деятельности социального
работника, определить ее основные направления, принципы, методы и роль в
пенитенциарной системе РФ в историческом контексте и во взаимосвязи с
социальными службами, религиозными и общественными организациями.
Гипотеза
При взаимодействии института
социальной работы в исправительных учреждениях с различными социальными
службами, волонтерскими благотворительными организациями, религиозными и
общественными течениями эффект предотвращения рецидивной преступности и
излечения социальных болезней увеличивается.
Нравственно-гуманистические
принципы на современном этапе развития общества, являются основанием наиболее
эффективной деятельности социального работника в пенитенциарной сфере по
сравнению с карательно-репрессивными принципами существовавшими и
применявшимися долгое время в Отечественной пенитенциарной системе по отношению
к осужденным.
Задачи
Обозначить негативные
тенденции исправления осужденных только репрессивными методами.
Обозначить положительные
тенденции исправления осужденных при вменении социальной работы в
исправительных учреждениях.
Обосновать конструктивные
тенденции во взаимодействии социальной работы в местах лишения свободы с
социальными службами, волонтерскими благотворительными организациями,
общественностью.
Выявить основные
теоретические подходы к построению деятельности социального работника в
пенитенциарной системе РФ.
Проанализировать основные
направления деятельности и функции социального работника в пенитенциарной
системе РФ.
Проанализировать основные
принципы социальной работы в пенитенциарной системе РФ.
Определить наиболее
эффективные, гуманистически-ориентированные, методы социальной работы с осужденными.
В данной работе
использовались следующие методы:
– общелогические: анализ
и синтез; дедуктивный и индуктивный; обобщение и сравнение; моделирование и
проектирование и др.;
– общенаучные: анализ
литературных источников; теоретический анализ и синтез социально-педагогических
исследований; наблюдение; изучение и обобщение опыта; эксперимент; метод
экспертных оценок и др.;
– исторические:
сравнительно-исторический; генетический; структурный и др.;
– социологические:
анкетирование, интервью, наблюдение, социологический эксперимент, анализ
документов, экспертный опрос и др.;
– психологические и
социально-психологические: тестирование, аппаратурные методики, бланковые
методы, метод фокус-групп, трансактный анализ, психологическое наблюдение и
эксперимент и др.;
– методы математической
статистики: обработка данных, таблицирование.
Подобные статьи:
Структура и динамика общества. Понятие социальной
структуры
Общество, понятое как «продукт взаимодействия людей», как целостность общественных отношений людей к природе и друг к другу, состоит ил множества разнородных элементов, среди которых экономическая деятельность людей и их отношения в проце ...
Личность в системе социальных статусов и ролей
Значительное место в социологии личности занимает ролевая теория личности. В этой теории социальное поведение личности определяется двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Статус – это определенное положение че ...
Толкинисты
Движение родилось благодаря увлечению молодежи ролевыми играми с многочисленными персонажами из книг Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмарилион». Постепенно движение стало не только молодежным, но и обществ ...
|