Становление социальной работы в пенитенциарных учреждениях
Статьи по социологии » Становление социальной работы в пенитенциарных учреждениях

Исторически первичная цель исправительной системы, основанной на представлении о том, что злодеяние есть всегда злоумышление, состояла в исполнении наказания. Когда конкретная форма мести общества повлекла за собой лишение свободы, общество защитило себя путем изоляции преступника.

К сожалению, защита общества, вторая цель наказания, действует лишь на ограниченный период времени, в течение которого преступник зачастую еще больше укрепляется в своем криминальном поведении. Эта точка зрения поддерживается неизменно высокими показателями рецидивов, достигающих в среднем 66%.

Третья цель пенитенциарной системы, устрашение, основанное на представлении о том, что наказание преступника будет служить негативным примером для других, тем самым снижая вероятность совершения подобных деяний. К сожалению, исход криминальных действий сопряжен с большой неопределенностью; неизвестно, насколько хорошо работает устрашение.

Последней целью исправительной системы, лишь отчасти связанной с традиционными представлениями о возмездии, защите и устрашении, является реабилитация преступника. На этом фоне Российская пенитенциарная система отличается низкой эффективностью и практически нулевым воспитательным потенциалом, что противоречит главной цели ее деятельности – перевоспитанию преступников. Об этом наглядно свидетельствует статистика. Так с 1976 по 1993 год, преступность возросла на 239%. Очень велика рецидивная преступность. Рост рецидива за 1991 по 1995 гг. составил почти 65%; из числа рецидивистов в 1996 г., каждый пятый совершил новое преступление отбывая наказание.

Пенитенциарная история учит: кара не всесильна. Эффект жестких мер как основной доминанты социальная защита носит кратковременный и пагубный для общества, а особенно личности осужденного характер. Многовековой интернациональный опыт борьбы с преступностью, оптимизации уголовного наказания, доведение до совершенства механизма и условий его исполнения убеждают в необходимости системного подхода к проблеме, опирающегося на весь позитивный потенциал общества по отстаиванию интересов всех и одновременно каждого гражданина. Вместо дискредитировавшей себя практики постоянного реагирования на ситуацию в мире и особенно в Европе, наиболее прогрессивной признана ориентация на проблему человека в социуме, политику по искоренению возможности возникновения для личности самой трудной, кризисной, а затем и криминогенной ситуации, ведущей к асоциальному или преступному поведению.

Тюрьмы и колонии переполнены, они являются рассадниками различных «социальных» болезней. За последние пять лет уровень заболеваемости открытой формой туберкулеза в исправительных учреждениях увеличился в шесть раз. Вопросы в исследовании данного феномена связаны с компетентностью врачебного персонала и администраторов.

Повсеместно происходит нарушение прав и свобод заключенных со стороны персонала исправительного учреждения. Действующая пенитенциарная система основана именно на приоритете наказания и репрессивных мер по отношению к осужденным. Ориентация карательной системы на преимущественное лишение свободы привела к кризису пенитенциарной системы. Для решения данной проблемы и преодоления кризиса пенитенциарной системы следует усовершенствовать структуру исправительной системы ввести институт пенитенциарной социальной работы, опирающейся именно на нравственно-гуманистический характер деятельности по отношению к осужденным. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что современная теория социальной работы находится на этапе становления.

Независимые исследования свидетельствуют, что средний заключенный регулярно сталкивается с многочисленными нарушениями своих конституционных прав. В ряде исследований делается вывод о том, что это является следствием самой природы пенитенциарной системы с ее тотальным контролем над индивидуумом и дегуманизирующим влиянием как на персонал, так и на заключенных.

Несмотря на очевидную необходимость и высокую значимость, социальная работа с осужденными в России как самостоятельный вид профессиональной деятельности находится в стадии первоначального осмысления и формирования: идет накопление научных знаний и практического опыта об этом феномене, однако отсутствует система, научно обоснованные концептуальные и методические разработки, а также кадры специалистов, способных ее обеспечивать.

Без преодоления отмеченной «теоретической недостаточности» наладить эффективную работу пенитенциарной системы ориентированной на перевоспитание преступивших закон и становление их в качестве полноценных членов общества затруднительно.

Проблема

Поиск новых гуманистических принципов и методов социальной работы в Российской пенитенциарной системе.

Объект

Пенитенциарная система Российской Федерации и становление пенитенциарной социальной работы.

Предмет:

Исторический контекст становления социальной работы в исправительных учреждениях. Сущность, принципы, закономерности и методы социальной работы с осужденными.

Цель:

Выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной деятельности социального работника, определить ее основные направления, принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ в историческом контексте и во взаимосвязи с социальными службами, религиозными и общественными организациями.

Гипотеза

При взаимодействии института социальной работы в исправительных учреждениях с различными социальными службами, волонтерскими благотворительными организациями, религиозными и общественными течениями эффект предотвращения рецидивной преступности и излечения социальных болезней увеличивается.

Нравственно-гуманистические принципы на современном этапе развития общества, являются основанием наиболее эффективной деятельности социального работника в пенитенциарной сфере по сравнению с карательно-репрессивными принципами существовавшими и применявшимися долгое время в Отечественной пенитенциарной системе по отношению к осужденным.

Задачи

Обозначить негативные тенденции исправления осужденных только репрессивными методами.

Обозначить положительные тенденции исправления осужденных при вменении социальной работы в исправительных учреждениях.

Обосновать конструктивные тенденции во взаимодействии социальной работы в местах лишения свободы с социальными службами, волонтерскими благотворительными организациями, общественностью.

Выявить основные теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ.

Проанализировать основные направления деятельности и функции социального работника в пенитенциарной системе РФ.

Проанализировать основные принципы социальной работы в пенитенциарной системе РФ.

Определить наиболее эффективные, гуманистически-ориентированные, методы социальной работы с осужденными.

В данной работе использовались следующие методы:

– общелогические: анализ и синтез; дедуктивный и индуктивный; обобщение и сравнение; моделирование и проектирование и др.;

– общенаучные: анализ литературных источников; теоретический анализ и синтез социально-педагогических исследований; наблюдение; изучение и обобщение опыта; эксперимент; метод экспертных оценок и др.;

– исторические: сравнительно-исторический; генетический; структурный и др.;

– социологические: анкетирование, интервью, наблюдение, социологический эксперимент, анализ документов, экспертный опрос и др.;

– психологические и социально-психологические: тестирование, аппаратурные методики, бланковые методы, метод фокус-групп, трансактный анализ, психологическое наблюдение и эксперимент и др.;

– методы математической статистики: обработка данных, таблицирование.


Подобные статьи:

Социально – демократический портрет молодежи
Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления. Границы этой группы размыты и подвижны, но обычно к молодежи отно ...

Массовая коммуникация: дилемма регулирования
В медиа-сфере существует три основные регулирующие формы: государственная монополия на владение и управление СМИ, общественный контроль, когда управляющие пользуются значительной автономией и не подчиняются прямо исполнительной или законо ...

Основные направления специалиста по социальной работе с подростками, склонными к употреблению спиртных напитков
В подростковом возрасте, начиная с 11 лет, взрослые утрачивают свое влияние на ребенка, и все большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем, чем ниже социальный статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит ...