Связь социальной работы с попечительским советом и общественностью
Страница 1
Статьи по социологии » Становление социальной работы в пенитенциарных учреждениях » Связь социальной работы с попечительским советом и общественностью

Традиции участливого, жалостливого отношения к лишенным свободы, сострадания, благотворительности, патроната и попечительства в России имеют глубокие исторические корни. Очевидно, в этом проявляется особая чувствительность русской души, национальная склонность к сопереживанию с ближним, общинная ментальность, готовность помогать друг другу в трудной жизненной ситуации. Признавая реальную силу множества неблагоприятных обстоятельств, которые толкали людей к совершению дурных поступков и даже опасных преступлений, общество стремилось к смягчению участи «бедных и несчастных», «милости к падшим», общественному призрению заблудших и нравственно больных.

Вплоть до начала XIX века эпизодические акты благотворительности осуществляли представители местной и верховной государственной власти: князья, российские государи, члены их семей, государственные сановники, а также все сочувствующие люди. Забота о заключенных проявлялись в таких формах, как посещения тюрем, в основном, в дни праздников, выслушивание жалоб арестантов, раздача милостыни и другая материальная помощь, а иногда – даже помилование. Подобные деяния были бессистемными, практически не влияли на тяжелую участь лишенных свободы и в целом на положение дел в тюремных заведениях.

Первой попыткой организовать общественную помощь арестантам была предпринята императором Александром I в 1802 году, когда его решением было создано «Человеколюбивое общество». Членам общества предоставлялось право регулярно посещать и опекать заключенных, как это делалось за границей. Последующее изучение опыта английского попечительства о тюрьмах, объективная потребность придать цивилизованный вид местам заключения и облегчить положение тюремного населения способствовали в 1819 году созданию в соответствии с Высочайшим указом Петербургского «Попечительного о тюрьмах общества». Эпиграфом утвержденного Александром I Устава общества стали слова из Библии: «Я, Господь, призываю Тебя в правду, и буду держать тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа во свет для язычников. Чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы».

Примечательно, что в этом документе впервые на государственном уровне было подчеркнуто, что попечение должно быть не только об улучшении отбывания наказания, но и о нравственном исправлении состояния содержащихся в тюрьмах преступников. Цели и задачи исполнения наказания, методы и средства их достижения, принципы и направления деятельности, права и обязанности представителей общественности (президента и его членов) были изложены в 25 специальных «Правилах для Попечительного о тюрьмах общества».

Первоначально общество состояло из Петербургского комитета в составе 30 членов обоего пола, представителей церковной и светской знати. Организованное попечительство довольно быстро распространилось в стране. В течение 10–15 лет практически во всех регионах России были созданы Попечительства, работавшие более чем в 800 местах заключения. К 25-летнему юбилею Петербургского общества в стране насчитывалось 49 губернских и 277 уездных комитетов, что свидетельствует о признаках системности в организации попечительства. В свою очередь сформированная система обществ и комитетов способствовала созданию общероссийской структуры государственного управления тюрьмами.

Деятельность обществ, несмотря на филантропический характер целей, ограниченность реальных возможностей, декларативность организационных документов, а также сословный и великосветский его состав, создала предпосылки для масштабного, в определенной степени систематизированного общественного контроля, помощи и воздействия на положение дел в российских тюрьмах, а также формирования основ социальной работы с заключенными. Став ее важнейшим субъектом «Попечительное о тюрьмах общество» выполняло защитно-посреднические функции между арестантами и государством, способствовало установлению тюремной дисциплины, введению элементов регламентированного распорядка дня.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Подобные статьи:

Теоретические основы диагностики социальной среды. Понятие социальной среды
Основным признаком, отличающим социальную работу от других видов деятельности, является ее социальный характер. Под «социумом» понимается большая, устойчивая социальная общность, характеризующаяся единством условий жизнедеятельности людей ...

Технология социальной экспертизы
Под экспертизой принято понимать исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключение. Социальная экспертиза является исследованием, проводимым специалистами (экспертами), включающи ...

Проблемы власти и государства
Наиболее важным видом власти является власть политическая. Ее нередко отождествляют с властью принудительной, так как выражается она в реальной способности социальной группы либо индивида проводить свою волю при помощи системы средств гос ...