Любая жизненная ситуация обязательно отличается от ее восприятия людьми. В целом, восприятие характеризуется определенным искажением, отражающим субъективное осознание реальности. В основе субъективного отражения действительности лежат:
· индивидуальные особенности;
· жизненный опыт;
· уровень образования;
· направленность личности и присущие ей интересы;
· коммуникативные барьеры и другие факторы.
Искажение восприятия конфликтной ситуации еще более значительно, чем обычной. Степень искажения восприятия конфликтной ситуации зависит от силы воздействия многих факторов. Наиболее существенными являются следующие:
· интеллектуальный потенциал и свобода мышления субъектов; влияние негативных эмоций на восприятие; качественные и количественные характеристики опыта и кругозора субъектов;
· доступность объективной информации о ситуации; значимость целей субъектов в контексте ситуации; психологические особенности субъектов (тип темперамента, особенности характера, склонности и так далее);
· психические состояния (стресс, отклонения в здоровье, фрустрация, алкогольное или наркотическое опьянение и другие); степень недопонимания людьми друг друга;
· психологическая готовность к самозащите от априорной агрессивности своего партнера.
Отражая реальную ситуацию, восприятие создает несколько отличные от нее субъективные образы. Эти образы восприятия, как правило, представляют собой стереотип сознания.
Стереотип характеризуют следующие черты:
1. схематичность и упрощенность образа;
2. несамостоятельность производства, то есть оно скорее было воспринято от других людей, чем получено в непосредственном опыте с действительностью, устойчивость к воздействию нового опыта;
3. избирательность восприятия, которое выражается в активном поиске фактов, подтверждающих сформированный образ и игнорирование или вольную интерпретацию фактов, ему не соответствующих.
Как правило, степень стереотипности исследуется по четырем пунктам:
• схематичность;
• истинность;
• автономность производства;
• фиксированность.
Стереотипность восприятия сужает источники получения необходимой информации о ситуации, ограничивает поиск вариантов ее решения, повышает вероятность конфронтации и закономерно ведет к неадекватной оценке собственных возможностей и потенциала противника.
Субъективные образы оказывают сильное воздействие на эмоции и чувства участников, вызывая недоверие, страх, подозрительность и враждебность; или напротив, успокоенность и умиротворенность. Эти образы обязательно усиливают или ослабляют желания добиться своей цели в конкретной ситуации.
Американский конфликтолог К. Боулдинг отмечал, что искаженные образы развиваются по присущим им закономерностям, так, под давлением обстоятельств они могут меняться и исчезать.
В целом, искажение восприятия конфликтной ситуации повышает вероятность иррационального выбора модели поведения в конфликте.
Рациональный выбор является более продуктивным и предполагает трезвый анализ и оценку всех возможных альтернатив, а также прогнозирование результатов.
На выбор модели поведения влияет фактор времени: не во всем можно сразу разобраться объективно.
Общие и типичные дилеммы, возникающие перед субъектом, вынужденным делать выбор:
1. «Стремление - стремления» - нужно выбрать одну из двух привлекательных альтернатив. Не типична для конфликта.
2. «Избегание - избегания» - выбор из двух «зол», ничего не приобретая. Цель - понести наименьшие потери, с большей вероятностью сохранить имеющийся потенциал.
Подобные статьи:
Объект и предмет гендерологии. Объект и предмет феминологии
Гендерология – наука молодая, которая начала свое формирование за рубежом с 1980-х гг., в России – с 1990-х гг. на базе гендерных исследований в рамках предметных областей различных наук
В отличие от феминологии, занимающейся исключитель ...
Функции и
эффективность конфликта
Со времени выхода в свет основного труда Л. Козера “Функции социального конфликта”, по-видимому, не было описано ни одной новой функции конфликта. Козер насчитал не менее тринадцати функций. Однако все они являются предметом скорее социал ...
Определение объекта исследования и предмета исследования
Сформулировав проблему, определив цели, социолог выбирает. Объект исследования. Объект социологического исследования — это явление или процесс. В качестве объекта выступают сфера социальной действительности, деятельность людей и сами люди ...
|