Любая жизненная ситуация обязательно отличается от ее восприятия людьми. В целом, восприятие характеризуется определенным искажением, отражающим субъективное осознание реальности. В основе субъективного отражения действительности лежат:
· индивидуальные особенности;
· жизненный опыт;
· уровень образования;
· направленность личности и присущие ей интересы;
· коммуникативные барьеры и другие факторы.
Искажение восприятия конфликтной ситуации еще более значительно, чем обычной. Степень искажения восприятия конфликтной ситуации зависит от силы воздействия многих факторов. Наиболее существенными являются следующие:
· интеллектуальный потенциал и свобода мышления субъектов; влияние негативных эмоций на восприятие; качественные и количественные характеристики опыта и кругозора субъектов;
· доступность объективной информации о ситуации; значимость целей субъектов в контексте ситуации; психологические особенности субъектов (тип темперамента, особенности характера, склонности и так далее);
· психические состояния (стресс, отклонения в здоровье, фрустрация, алкогольное или наркотическое опьянение и другие); степень недопонимания людьми друг друга;
· психологическая готовность к самозащите от априорной агрессивности своего партнера.
Отражая реальную ситуацию, восприятие создает несколько отличные от нее субъективные образы. Эти образы восприятия, как правило, представляют собой стереотип сознания.
Стереотип характеризуют следующие черты:
1. схематичность и упрощенность образа;
2. несамостоятельность производства, то есть оно скорее было воспринято от других людей, чем получено в непосредственном опыте с действительностью, устойчивость к воздействию нового опыта;
3. избирательность восприятия, которое выражается в активном поиске фактов, подтверждающих сформированный образ и игнорирование или вольную интерпретацию фактов, ему не соответствующих.
Как правило, степень стереотипности исследуется по четырем пунктам:
• схематичность;
• истинность;
• автономность производства;
• фиксированность.
Стереотипность восприятия сужает источники получения необходимой информации о ситуации, ограничивает поиск вариантов ее решения, повышает вероятность конфронтации и закономерно ведет к неадекватной оценке собственных возможностей и потенциала противника.
Субъективные образы оказывают сильное воздействие на эмоции и чувства участников, вызывая недоверие, страх, подозрительность и враждебность; или напротив, успокоенность и умиротворенность. Эти образы обязательно усиливают или ослабляют желания добиться своей цели в конкретной ситуации.
Американский конфликтолог К. Боулдинг отмечал, что искаженные образы развиваются по присущим им закономерностям, так, под давлением обстоятельств они могут меняться и исчезать.
В целом, искажение восприятия конфликтной ситуации повышает вероятность иррационального выбора модели поведения в конфликте.
Рациональный выбор является более продуктивным и предполагает трезвый анализ и оценку всех возможных альтернатив, а также прогнозирование результатов.
На выбор модели поведения влияет фактор времени: не во всем можно сразу разобраться объективно.
Общие и типичные дилеммы, возникающие перед субъектом, вынужденным делать выбор:
1. «Стремление - стремления» - нужно выбрать одну из двух привлекательных альтернатив. Не типична для конфликта.
2. «Избегание - избегания» - выбор из двух «зол», ничего не приобретая. Цель - понести наименьшие потери, с большей вероятностью сохранить имеющийся потенциал.
Подобные статьи:
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста
Одним из актуальных направлений социального обслуживания населения в РФ является социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, которое представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей граждан пожилого возрас ...
Структура профессиональной культуры социального
педагога. Личный
социально-педагогический опыт социального педагога как внутренняя составляющая
педагогической культуры
Рассмотрим содержание основных структурных компонентов, составляющих педагогическую культуру специалиста социальной сферы.
Прежде всего -- это сам специалист как личность, как носитель реальной педагогической культуры. При оценке педа ...
Определение понятия «культура»
Культура возникла в результате длительного исторического развития и существует в обществе, передаваясь от поколения к поколению. Термин «cultura» ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать», «возде ...
|