Основные теории возникновения неравенства
Страница 3

Итак, Вормс предложил понимать под классом совокупность индивидов, ведущих одинаковы образ жизни, имеющих в силу одинаковости своего положения одинаковые стремления и одинаковый образ мыслей. Эта одинаковость в положении» - результат, во-первых, сотрудничества индивидов в одном общем деле, а, во-вторых, (независимо от первого признака), - равенства богатства. «Социальный ранг», по Вормсу, - множественная, агрегированная характеристика индивидов по богатству, власти, престижу, воспитанию, образу жизни и т.д. Вормс не отрицает борьбу между социальными классами. При этом под борьбой классов он разумеет коллективные усилия классов, имеющих низкий ранг, вырвать у высшего класса те преимущества, благодаря которым он расположился вверху, занимая высший ранг.

В конце XIX – начале XX века зародилось учение об общественных классах на основе различий в уровне жизни, родственное концепции «социального ранга», а также распределительные теории. Вся эта группа учений о классах исходила либо из размеров богатства, либо из различий источников существования. Сами по себе эти показатели существенны при характеристике классов, но спорен вопрос, могут ли они служить главным критерием классового разделения. Такие теории получили широкое хождение среди марксистов после смерти и Маркса, и Энгельса.

В частности, М. Туган-Барановский по существу совершенно отвергал основной марксистский критерий разделения классов – отношения собственности – и принимал в качестве основного классоформирующего признака распределительные отношения. Э. Берштейн выдвинул в качестве критерия для понятия «класс» степень имущественной обеспеченности, величину дохода разных групп населения. Этот критерий ясен, но он сводит понятие класса к элементарной группировке богатых и бедных.

Страницы: 1 2 3 


Подобные статьи:

Телефонный опрос
Телефонный опрос – специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Популярность использования этого метода в современных российских условиях повышается ...

Регионализация как тенденция мирового развития
К числу движущих сил регионализации причисляют не только государства, но и неправительственные структуры (экономические "группы интересов", общественные организации, политические партии и т.д.). Мировой регионализм является одни ...

Молодежь на рынке образовательных услуг: жизненные ценности и стратегии
Для того, чтобы понять какое же место молодежь занимает на рынке образовательных услуг учеными используются методы анализа документов, анкетирования, формализованного интервью и экспертного опроса. Тематическая палитра при исследованиях в ...