Классификация потребностей людей
Страница 2
Статьи по социологии » Классификация потребностей людей » Классификация потребностей людей

Б. Этолого-поведенческие (психологические) потребности человека:

1) вхождение в этологическую группу, в которой раскрываются поведенческие свойства особи (доминирование, подчиненность и т.д.) – потребность психолого-эмоционального контакта;

2) создание своей группы (в том числе семейной) – для доминирующих особей, вхождение в свою эталонную группу – для подчиненных особей;

3) определенная плотность однозначных групп в коллективе и адекватная иерархия этологических групп (механизм снижения этологических стрессов, обеспечиваемый пространственно-временной разобщенностью групп и их определенным соподчинением в иерархии совокупностей);

4) определенная степень общения и изолированности отдельных особей (в т. ч. родителей и детей) и элементарных этологических групп и их альфа-доминантов, предотвращение их агрессивности, оптимальное «личное пространство» в его этологической основе (эта потребность почти сливается с пунктом 8 биологических потребностей);

5) определенный этологический «климат» – поведенческий склад и тип для данной человеческой совокупности (например, «темп жизни»);

6) определенный «этологический пейзаж» (сочетание природной среды и среды «второй» и «третьей» природы, создающее этолого-поведенческий «климат» спокойного комфорта – наличие этологически комфортного жилища, «цветущего края», связанного с другой стороны с этническими характеристиками потребностей человека).

Этнос – исторически сложившаяся устойчивая общность людей – племя, народность, нация… В ходе развития хозяйственных связей под влиянием особенностей природной среды, контактов с другими народами и т.п. внутри этноса складываются характерные черты материальной и духовной культуры, групповых психологических характеристик, вырабатывается этническое самосознание, видную роль в котором играет представление о какой-то общности происхождения или исторических судеб входящих в этнос людей.» Этнос – особое эколого-социально-экономическое образование в человеческом обществе, а этнические особенности и потребности несводимы ни к каким другим группам потребностей. Следует подчеркнуть связь истории формирования этноса с особенностями природной среды, на которой настаивает Л Н. Гумилёв, в том числе с культурным ландшафтом, вообще с «экологией культуры» Д.С. Лихачёва.

В. Этнические потребности человека:

1) этническая самостоятельность: осознанность объективного существования своего этноса – эколого-социально-экономической совокупности, формирующейся на грани между «биологическим» и «социальным» человеком под влиянием природной, квазиприродной, артеприродной и социальной среды в их интеграции (наличие чувства объективности существования своего народа);

2) принадлежность к этнически самостоятельной группе (сознаваемая и неосознаваемая) материализующаяся через национальную одежду, быт, обычаи и другие знаки этнической включенности;

3) определенная численность этноса, дающая уверенность в устойчивости его существования;

4) пейзаж «родной природы», адекватный истории формирования и развития этноса – этнический «цветущий край» (часть природной среды и среды «второй» природы, запечатлённая «этнической наследственностью»);

5) соответствующая (запечатленная в «этнической памяти» с детства) среда «второй» и «третьей» природы (архитектура, культурные ландшафты, организация населенных мест и т.д., в целом «экология культуры»).

Г. Социальные (и социально-психологические) потребности человека:

1) гарантированные законом или обычаями гражданские свободы (совести,

волеизъявления, места проживания, равенства перед обществом и законом и т.д.);

2) конституционные или традиционно-общественные гарантии и общая степень

Страницы: 1 2 3 4 5


Подобные статьи:

Акционистские и партисипаторные гендерные исследования в социальной работе
Акционистские гендерные исследования имеют своей главной целью внедрение результатов в определенные действия, выступают катализатором конкретных преобразований, что ведет за собой изменение социальной реальности. Термин «акционистское ис ...

Метод опроса в социологическом исследовании
Опрос - метод сбора информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). · массовый опрос (случайно отобранная группа людей - неспециалистов по теме опроса); · экспертный опрос (респонденты - специал ...

Экологисты
Такие молодежные движения, защищающие окружающую среду, в России непопулярны и малочисленны (всего 4%), даже в Чернобыле. Акции российского «Гринписа» по большей части неэффективны и являются подражанием Западу. Такие движения удобно форм ...