В процессе изменения политической ситуации в обществе происходит его
демократизация, введение всеобщего избирательного права и формирование
институтов гражданского общества. Появляются партии и независимые СМИ. В этих
условиях создается ситуация зависимости объединений граждан от государства, но
и последнее попадает в зависимость от общества. Теперь при разработке
какого-либо решения органы управления должны ориентироваться на рядовых
граждан, добиваться их поддержки и одобрения. Это приводит к переходу от
централизованного управления к управлению на местном уровне. Роль местного
самоуправления существенно возрастает и в ходе экономических реформ. Появляется
необходимость дифференцированного подхода к управлению социальной сферой
отдельных территорий.
И в 1993 году это развивающееся направление получает законодательное
подкрепление, согласно которому все 89 субъектов федерации приобретают права и
полномочия в реализации собственной социально экономической политики. По данным
мониторинга общественного мнения политические установки с 1991 по 2002 год
претерпели существенные изменения. Эти изменения заключаются в постепенном
переходе от идеологизированного мышления, в параметрах красные-белые, коммунисты-демократы,
в сторону реальной оценки профессионально-личностных качеств тех или иных
претендентов на замещение вакантных мест (что избирающийся политик может дать
мне, моей семье, моим родным и т.д.). Помимо появившейся потребности в
выработке новых практических методов и технологий общения, появляется
необходимость в исследовании социума, его установок, приоритетов, стереотипов,
которые помогали бы эффективно влиять и выживать в социально значимых
ситуациях. И как говорит руководитель управления и информации по общественным
связям Законодательного собрания Краснодарского края Наталья Игнатьева: - “Если
есть явление, значит должны быть специалисты, способные им управлять”.
Появляется такая специальность как ПР. В силу особенностей нашего
социально-экономического развития ПР-специалисты могут участвовать в
управлении, что позволяет им воздействовать на людей ни только внутри
производства, но и участвовать в социальном управлении и влиять на общество в
целом.
Изучение преобразования личности в потоке политической и социокультурной
реальности является наиболее актуальным вопросом в развитии теории и практики
ПР. Изменяются взаимоотношения между людьми, социокультурные и политические
ритмы, меняется направление развития общества, а вместе с этим и индивидуальные
векторы времени. Политическое и социокультурное время являются очень мощными
потоками, которые существенно влияют на течение жизни человека, становясь
источником его динамизма. В логике ускоряющихся социокультурных изменений происходит
осознание социокультурного времени. Это приводит нас к таким понятиям как
течение, прохождение, нехватка времени т.д.. Постепенно оно превращается в
независимую переменную и выступает как определяющий фактор жизни.
Как известно,
условием успешной работы политиков и их команд в социальной сфере является
однонаправленность социокультурного и политического времен, провоцирующее
явление “резонанса”, который способствует взаимопониманию между властью и
представителями электората. За счет этого создаются условия,
облегчающие управленческий процесс, с одной стороны, и поддержку инициатив и
реформ, с другой. В процессе динамических преобразований происходит
“драматический разрыв” между высоким уровнем осознания социокультурного времени
и низким осознанием политического, что погружает общество в хаос неосознанных
решений. Эти расхождения в сознании общества затрудняют отслеживание
возникновений новых когнитивно-аффективных динамических тенденций,
поведенческий эффект которых как правило отсрочен. В такой ситуации
прогнозировать становится достаточно проблемно и, как правило, малоэффективно.
Общество отдаляется от руководящих органов. Таким образом, сама власть, в
конечном итоге, теряет свой внутренний смысл, что чревато социальными потрясениями.
Актуальность дипломной работы состоит в том, что с переходом от
централизованного управления к управлению на местном уровне возникает реальная
потребность привлечения граждан к решению общественно-значимых проблем, но это
возможно при условии сплоченности общества, объединенного одной общей идеей,
готового отдавать свою энергию и силы на благо города. Поэтому первоочередной
задачей местного самоуправления становится создание оптимальной (комфортной
среды обитания) социокультурной среды.
Состояние разработанности проблемы. Переход из одной социальной системы в
другую вызвал массу проблем и противоречий, в том числе и в социальном
управлении. Разработкой теории и практики по социальному управлению активно
занимаются М.А. Шишкина, Н.П. Пищулин, С.Н. Пищулин, А.А Бетуганов. Но они не
выделяют время в отдельную категорию, что на наш взгляд лишает методики
управления дополнительных возможностей. Что же касается социокультурного
времени, то оно согласно тезису к.п.н. Н.Б. Кучеренко является интегральной характеристикой
развивающегося общества, в том числе и территориального. Автор указывает, что
за годы реформ в структурах власти так и не сложилось понимание необходимости
постоянного анализа общественных процессов, установок, динамики потребностей и
временной направленности общества. Между тем внимательное отслеживание
социокультурных изменений позволит специалистом, не только хорошо
ориентироваться в сложившейся ситуации, но и заниматься разработкой
долгосрочных проектов.
Исходя из предпосылок М.А. Шишкина, Н.П. Пищулин, С.Н. Пищулин, А.А
Бетуганов, а так же Н.Б. Кучеренко попытка объединить теорию социокультурного
времени и методы социального управления откроет перед ПР-специалистами местного
самоуправления коммуникативные возможности и перспективы детального построения
моделей будущего.
Цель дипломной работы состоит в исследовании особенностей имплицитных
сценариев развития городской жизни как формы социокультурного времени,
выявлении механизмов интенсификации социокультурного времени с помощью
ПР-инструментария на примере деятельности службы по связям с общественностью
департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска.
Объектом дипломной работы является социокультурное время как один из
параметров социальной жизни и социальной активности территориального
сообщества.
Предметом является ПР как механизм интенсификации этого времени.
Наше дипломное исследование построено на предположении о том, что простраивание в обыденном
сознании четкой системы связей между событиями, формируемыми ПР-структурами
органов местного самоуправления, выступает механизмом интенсификации
социокультурного времени местного территориального сообщества.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были поставлены
следующие задачи:
1.
Произвести теоретический
анализ, систематизацию и обобщение данных информационного сопровождения
местного самоуправления и роли социокультурного времени в организации жизни
территории.
2.
Исследовать
особенности социальных представлений томичей об изменениях в жизни города,
перспективах его развития, роль деятельности Администрации г. Томска и департамента
архитектуры и градостроительства.
3.
Провести анализ
документов, касающихся информационной деятельности департамента архитектуры и
градостроительства Администрации г. Томска, выявить ключевые события прошлого,
настоящего и будущего, структурирующие стратегический и тактический планы
информационной деятельности.
4.
Провести
исследование имплицитных сценариев развития города в представлениях томичей.
5.
Провести
сравнительный анализ полученных данных
6.
Описать механизм
интенсификации социокультурного времени
Теоретико-методологическими предпосылками дипломного исследования
выступают положения о способах активизации населения на решение общественно
значимых проблем В.А. Моисеева; теория системной организации субъективного
времени (Н.Б. Кучеренко); причинно-целевая концепция психологического времени
личности (Е.И. Головаха, А.А. Кроник);
Способы решения основных задач:
-
личное интервью;
-
метод
лингвистической интроспекции В.А.Московича;
-
методика каузометрического опроса, модифицированная в рамках
теории системной организации субъективного времени Н.Б. Кучеренко. Дипломная
работа разрабатывалась в рамках научно-практического сотрудничества с
департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска.
Материалы исследования были предоставлены сотрудниками Департамента
архитектуры и градостроительства.
Исследование осуществлялось в два этапа.
На первом этапе (август - сентябрь 2003г.) выборка исследования составила
112 респондентов, формировалась как репрезентативная структуре взрослого
населения города Томска. Выборочный метод – неслучайная квотная выборка.
Квотирование производилось по полу, возрасту и социальному положению.
На втором этапе (март – апрель 2005г.) исследования выборка так же носила
репрезентативный характер и составила 82 респондента. Градация производилась по
полу и возрасту.
Научная новизна и теоретическая значимость результатов дипломного
исследования состоят в том, что впервые ПР как система целенаправленных
коммуникаций рассматривается в качестве механизма интенсификации
социокультурного времени целевой аудитории. Кроме того, теоретическая
значимость определяется тем, что в работе дается научное обоснование
использованию в рамках ПР деятельности местного самоуправления такого механизма
интенсификации социокультурного времени как формирование системы межсобытийных
связей.
Практическая значимость заключается в разработке схемы исследования
организации социокультурного времени местного сообщества. Кроме того, выявлена
иерархия имплицитных сценариев развития городской жизни, которая может выступить ориентиром для разработки и
воплощения в жизнь ПР-кампаний департамента архитектуры и градостроительства Администрации
г. Томска.
Подобные статьи:
Статистика
1.Борьба с наркоманией: скепсис и надежды
Большинство участников опроса утверждают, что среди их друзей и знакомых нет людей, употребляющих наркотики (84%). О том, что в их окружении есть такие люди, говорят 13% респондентов. Вопрос: 'Ср ...
Реализация средств демографической политики
Принципиальной особенностью демографической политики можно назвать то, что она воздействует на динамику демографических не прямо, а опосредованно, через демографическое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения дете ...
Социологические теории личности
Социологические теории личности направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия личности и общества, личности и группы, на проблемы р ...
|