Был ли Огюст Конт подлинным создателем, “отцом”
социологии - вопрос спорный. Бесспорно то, что он стал ее крестным отцом, так
как дал ей имя, изобрел само слово “социология”. Правда, блюстители чистоты
научного языка нередко подчеркивали “варварский” характер имени, которым он
назвал новорожденную науку об обществе; ведь оно составлено из слов, взятых из
двух разных языков: латинского “societas” (“общество”) и греческого “logos”
(“слово”, “учение”). Как бы то ни было, уже благодаря тому, что Конт придумал
слово “социология”, он интересен для истории этой науки. Но дело, конечно, не в
названии. Далее мы увидим, сколь значительным был вклад этого мыслителя в
становление социологии как таковой (1, стр. 54).
Стиль сочинений Конта отражает, по-видимому,
особенности его личности. Он отличается растянутостью изложения, длиннотами,
громоздкими фразами, частыми повторами. Эти особенности парадоксальным образом
сочетаются с любовью к сочинению афоризмов и девизов, нередко весьма эффектных
и запоминающихся. Вот некоторые из них: “Порядок и прогресс”, “Знать, чтобы
предвидеть, предвидеть, чтобы мочь”, “Знать, чтобы мочь, думать, чтобы
действовать”, “Жить для других”, “Жить при ясном свете”, “Любовь как принцип,
порядок как основание, прогресс как цель”, “Мы разрушаем только то, что
заменяем” и т. п.
В общем, говоря о личности Конта, можно сделать вывод,
что этот выдающийся человек был маргиналам, человеком “на грани”, на краю во
многих отношениях. Он находился на грани между академическим и неакадемическим
мирами, между семейным и холостым состоянием, между здоровьем и болезнью, между
наукой, религией, утопией и т. п. Все это, безусловно, не могло не сказаться на
его социологическом мышлении. В творчестве Конта принято различать три периода.
Подобные статьи:
Основные показатели демографии
Первой наиболее общей количественной мерой народонаселения является численность, определяемая путём переписи, текущего учёта, а при наличии определённых исследовательских условий, путём математического моделирования, простейшими видами ко ...
Диагноз
Основная задача – установить степень влияния того или иного фактора на изменение объекта прогнозирования (например, степень влияния жилищных условий, или уровня доходов на социальное развитие молодой семьи в изучаемом ретроспективном пери ...
Непрерывное образование социального педагога
На протяжении всей деятельности социального педагога, социального работника должна осуществляться его личностная и производственная многоканальная самоподстройка и саморегуляция с учетом возможных изменений социальной среды в направлени ...
|