Сущность «Социальной доктрины» О. Конта
Страница 1
Статьи по социологии » Наследие О. Конта » Сущность «Социальной доктрины» О. Конта

Социальная доктрина — есть цель позитивизма,

а научная доктрина — средство

О. Конт

Творчество Конта совпало с периодом глубоких социальных перемен, которые воспринимались им как всеобщий нравственный, интеллектуальный и социальный кризис. Причины этого кризиса он видел в разрушении традиционных институтов и духовных основ общества, в отсутствии системы верований и взглядов, которые бы отвечали новым общественным потребностям, могли стать идейной основой будущих социальных преобразований. Переход общества к новому состоянию, по Конту, не может произойти без активного участия человека, его волевых и творческих усилий. О. Конт верил в безграничные возможности разума как движущей силы истории, в «позитивную» науку, которая должна заменить религию и стать основной организующей силой общества. Свою историческую миссию он видел в том, чтобы создать «Научную Библию» будущего, поставить науку во главе всех форм человеческого существования: религии, политики, социальной практики и т. д.

Основываясь на науках, положительная философия отказывается от исследования «конечных» и «начальных» причин, отвергает всякий абсолют. Она отмежевывает себе только область явлений, единственную, доступную нашему знанию; она изучает соотношения между явлениями во времени или пространстве и, подмечая известное постоянство, устанавливает законы.

Положительная философия признает только научный метод, то есть индукцию и дедукцию, большее или меньшее приложение которых зависит от характера изучаемых явлений. Конт полагал, что метод выясняется лучше всего из самого дела, из той работы, которую совершает человек, руководствуясь тем или другим методом. «Метод, — по его мнению, — изучается только тогда, когда прилагается». Поэтому у него в «Курсе положительной философии» нет того, что называется методологией.

Изучая природу, человек изучает также и способы воздействия на нее. Отсюда — две совершенно различные области: науки теоретические и науки прикладные. Конт считает невозможным, по крайней мере, в настоящее время, систематизировать и объединить те и другие в одном философском изложении. Для этого он считает необходимым предварительную научную разработку специальных понятий, которые должны затем послужить основанием для общих выводов прикладной науки. Но таких промежуточных доктрин между чистой теорией и непосредственной практикой еще не существует; можно указать лишь их зародыши. Поэтому в «Курсе положительной философии» рассматриваются только научные теории и вовсе опускается их приложение. Затем следует различать еще абстрактные и конкретные науки. Первые, общие, занимаются изучением законов, управляющих известными группами явлений, причем захватываются все явления данного рода, какие только можно себе представить. Вторые, частные, описательные, занимаются приложением этих законов к действительной истории и жизни различных существующих и существовавших предметов. Или иначе, абстрактные науки имеют дело с явлениями, а конкретные — с существами или предметами. Конкретные науки, не обладающие еще научными теориями, также не могут быть включены в «Курс положительной философии», который, следовательно, обнимает одни только абстрактные науки. В будущем же позитивная философия должна систематизировать весь цикл человеческих познаний: науки прикладные (искусство), науки конкретные и науки абстрактные.

Страницы: 1 2


Подобные статьи:

Употребление спиртного
Наиболее широко распространенная форма девиантного поведения. Абсолютное большинство молодёжи «включается» в алкогольное потребление к 16 годам. Среди молодых людей старше этого возраста число тех, кто хотя бы один раз пробовал спиртное, ...

Эмпирическое исследование определения готовности студентов к социально-педагогической деятельности
Для измерения готовности студентов к социально-педагогической деятельности использовалась методика В. А. Сластенина [19, 197-200]. Готовность студентов-выпускников к социально-педагогичес­кой деятельности может рассматриваться в трех уро ...

Мероприятия по совершенствованию реализации социальных услуг в сфере образования
В сфере образования и воспитания необходима реализация следующих мероприятий: - расширение сети дошкольных образовательных учреждений за счет приема ведомственных дошкольных образовательных учреждений в муниципальную собственность, выявл ...