Антропологический материализм Л. Фейербаха
Страница 1
Статьи по социологии » Основы социально-гуманитарных наук » Антропологический материализм Л. Фейербаха

Жизнь Фейербаха как обычно жизнь новатора, была трудной. «…Истина, - писал он, оглядываясь на весь пройденный историей путь научной мысли, - является в мир не в блеске декорации, не в сиянии тронов, не под звуки труб и литавр, а в тишине и неизвестности, среди слез и стона». Фейербах Л. Избранные философские произведения, т.2.- М., 1955, стр.29 Рассматриваемая извне, его жизнь кажется довольно однообразной и небогатой внешними происшествиями и драматическими коллизиями. Но если заглянуть в его внутренний мир, она оказывается полной напряженности, беспокойства, исканий и достижений.

Людвиг Андреас Фейербах родился 28 мая 1804 года в Ландсгуте, в Баварии. В 1822 году Фейербах окончил местную гимназию и в следующем году поступил в Гейдельбергский университет, избрав специальность богословие по своим побуждениям.

В 1848 году была опубликована работа Фейербаха «Сущность христианства».

В ней уже представлены все основные положения фейербаховской философии. Но у мыслителя есть много других работ, посвященных истории философии, вопросам нравственности, представлениям о философии будущего.[1, стр.125]

В понимании природы Фейербах выступал с материалистических позиций. Он считал, что в природных процессах господствует причинная необходимость, появления человека является закономерным результатом развития природы. Общество Фейербах исследовал с антропологических позиций, пытаясь объяснить все общественное развитие через правильные и неправильные желания человека, через его данную от природы чувственность. В этом выразилась слабость его материализма, в котором принцип развития через противоречия оказался фактически устраненным.

Рассуждая о христианской религии, Фейербах отмечает, что тайна христианской Троицы заключена в отношениях обычной человеческой семьи. Но реальные отношения людей отчуждены. Поэтому человек и переносит недостающие ему положительные качества на Божество.

Общий вывод мыслителя заключается в том, что любовью надо наполнить наше отношение друг к другу. Такая любовь должна быть конкретна, деятельна и в ней каждый заинтересован по своим собственным эгоистическим соображениям. «…Мы должны на место любви к Богу поставить любовь к человеку, как единственную и истинную религию, на место веры в Бога - веру человека в самого себя, в свою собственную силу, веру в то, что судьба человека зависит не от существа, вне его или над ним стоящего, а от него самого, что единственным дьяволом человека является человек грубый, суеверный, своекорыстный, злой, но так же единственным Богом человека является человек». Фейербах Л. Избранные философские произведения. т.2- М., 1955, стр. 809-810.[2, стр.58]

Главный вопрос, который интересовал Фейербаха - это проблема человека, его сущности. Причем под человеком он понимал не нечто абстрактное (например, самосознание, как у Гегеля), а реальное существо во всех его жизненных проявлениях.

В философии Фейербаха человек рассматривается как «исходный пункт и конечная цель» всех философских исследований. Поэтому философия Фейербаха - это философская антропология.

Человек, согласно Фейербаху, есть «зеркало природы». Оно - порождение природы, и является отражением ее естественных сил и способностей. Поэтому нет ничего сверхъестественного в природе вещей. Все так называемое «сверхъестественное» должно быть сведено посредством человека к естественному, то есть к природе. «Истина не есть ни материализм, ни идеализм, ни физиология, ни психология, истина - только антропология» - в этом выражается суть антропологического принципа философии Фейербаха.

Страницы: 1 2 3


Подобные статьи:

Закон о городе Кошице
Депутаты Национального совета Словацкой республики сознавая положение города Кошице, приняли в 1990 году Закон 401/1990 Сб. о городе Кошице. Этот для города очень важный закон прошел обновлениями 130/1991 Сб., 295/1992 Сб., 109/1993 Сб. ...

Основные направления деятельности федеральных органов власти по снижению смертности
В рамках реализации демографической политики государства в стране реализуется целый ряд федеральных целевых программ, направленных на снижение уровня смертности и охрану здоровья населения. Одной из наиболее важных программ, реализуемых ...

Ужесточение наказаний за распространение наркотиков
Ужесточить меры по борьбе с распространением и употреблением наркотиков. 'Строго судить и жестко наказывать наркодельцов'; 'более жесткие меры к поставщикам наркотиков'; 'ужесточить меры наказания наркоторговцев'; 'ужесточить наказани ...