Другим важным агентом социализации является
группа сверстников, дружеская компания, детей примерно одного возраста.
Значение семьи для социализации индивида достаточно очевидно, поскольку мироощущение маленького ребенка формируется вначале более или менее исключительно в ее рамках. Значение группы сверстников менее очевидно. Но почему же группа сверстников так важна именно для подростков? Теории Мида и Пиаже одинаково подчеркивают важность отношений сверстников. Пиаже делает особый акцент на том, что отношения между сверстниками более “демократичны”, чем между ребенком и родителями.[1, 23стр.] Слово “сверстник” означает “равный”, и возникшие между детьми дружеские отношения, действительно, обладают умеренным эгалитаризмом. Энергичный или физически более сильный ребенок может пытаться доминировать, но, поскольку отношения сверстников основываются на взаимном согласии, а не на зависимости, характерной для семьи, ребенок может больше отдавать и больше получать. Пиаже указывает, что, обладая властью, родители могут (в разной степени) навязывать детям нормы поведения. Напротив, в группах сверстников ребенок встречает другие условия взаимодействия, при которых правила поведения можно менять и подвергать проверке. Общение со сверстниками оказывается важным "каналом информации; по нему подростки и юноши узнают информацию, которую им по тем или иным причинам не сообщают взрослые". Часто через сверстников подростки получают информацию по вопросам пола, и именно через этот канал транслируется молодежная субкультура. Кроме того, общение со сверстниками, это "специфический вид деятельности и межличностных отношений". В ходе этого общения вырабатываются навыки социального взаимодействия, увеличивает набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. Общение со сверстниками это еще и "специфический вид эмоционального контакта". Оно обеспечивает подростку чувство эмоционального благополучия и устойчивости, а также облегчает "автономизацию от взрослых". Для самоуважения подростка очень важно заслужить доброе отношение товарищей.
Подростковый возраст по многим причинам принято считать кризисным, поэтому неудивительно, что подростки, переживающие кризис, ориентируются именно на себе подобных, так как они переживают то же самое и могут лучше понять их, чем родители или другие старшие. Часто подростки настолько полно идентифицируются с группой сверстников, что отвергают все "чужое", выходящее за рамки ценностей данной группы. Как правило, это увеличивает остроту кризиса, делает более напряженными и конфликтными отношения со страшим поколением.
Группа сверстников оказывает значительное влияние на социализацию современного человека. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у ребенка уже в раннем возрасте и неуклонно усиливается. Особенно значимой группа сверстников становится в подростковом возрасте, так как помогает разрешить многие психологические проблемы, связанные с трудностями переходного возраста. Группа сверстников становится для подростка своеобразной школой жизненного опыта, который не могут обеспечить другие институты, такие как семья или образовательные учреждения. В первую очередь, она дает опыт "горизонтального" общения, то есть общения с равными, опыт совместной деятельности, и усвоения связанных с этой деятельностью новых ролей.
Значения группы сверстников как института социализации меняется на протяжении истории и во многом зависит от преобладающего в данном обществе типа культуры. Надо полагать, что и в будущем значение этого института не будет оставаться неизменным. Нарастающая скорость культурных и социальных изменению в мире, безусловно, повлияет и на характер процесса социализации, и адаптирует роль отдельных ее институтов к новой ситуации
Подобные статьи:
Теоретические основы диагностики социальной среды.
Понятие социальной среды
Основным признаком, отличающим социальную работу от других видов деятельности, является ее социальный характер. Под «социумом» понимается большая, устойчивая социальная общность, характеризующаяся единством условий жизнедеятельности людей ...
Рекомендации специалиста по социальной работе семье, социальным педагогам,
педагогам
Выводы, к которым мы пришли, позволяют сделать следующие рекомендации:
1. Необходимо помнить, что каждый "проблемный" подросток индивидуален и по своим особенностям, и по характеру трудностей, испытываемых им, а также по социал ...
Трансформация роли региональных средств массовой
информации в современном обществе
Исследования социологов и политологов показывают, что СМИ выступают в качестве источника политической информации как для политиков, так и для граждан, и в то же время являются субъектом политической коммуникации, игнорировать который сего ...
|